СМИ о нас
Газета "Поиск": Москва и Минск нуждаются в расширении интеграции
Без масштабной экспертной поддержки, привлечения широкого круга специалистов к разработке стратегий Союзного государства и программ их осуществления, создания общего академического и исследовательского пространства не удастся достичь качественного улучшения состояния дел в интеграции России и Беларусь
Недавно состоялись очередные многочасовые переговоры президентов России и Белоруссии, касающиеся развития Союзного государства. По итогам встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко было объявлено о достижении договоренностей по многим вопросам углубления интеграции наших стран, согласовании десятков союзных программ. Эти переговоры, безусловно, готовились массой специалистов, анализировавших состояние экономик и опыт взаимодействия двух стран в различных сферах.
В частности, в феврале – июле 2021 года группа известных российских и белорусских ученых провела 12 экспертных онлайн-семинаров, посвященных оценке состояния и перспектив российско-белорусских отношений и Союзного государства. Организаторами проекта выступили Институт Европы Российской академии наук и Ассоциация внешнеполитических исследований им. А.А.Громыко (АВИ).
Результатом работы стал экспертный доклад «Время стратегических решений», содержащий оценки состояния дел в Союзном государстве и рекомендации, как вывести отношения Москвы и Минска на качественно новый уровень. Свою подпись под докладом поставили более 50 ведущих ученых, включая членов-корреспондентов и академиков российской и белорусской академий наук, директора академических институтов, представители ведущих университетов и фабрик мысли, действующих и бывших политиков, военных в отставке.
По просьбе «Поиска» член-корреспондент РАН, директор Института Европы Алексей ГРОМЫКО и исполнительный директор Ассоциации внешнеполитических исследований им. А.А.Громыко, проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав СУТЫРИН поделились выводами, содержащимися в докладе.
– Прежде всего участники проекта зафиксировали тот важный факт, что президентские выборы в Белоруссии в августе 2020 года и события в период после них сопровождали обширные протесты. Оппозиционные настроения различной природы отражали широкий запрос общества на перемены. В то же время большинство белорусов не приняло путь гражданского противостояния, ведущий к всеобъемлющему кризису государства, возможно, к его расколу и появлению нового конфликтного очага в центре Европы. В экспертный доклад вошел и тезис о том, что перспективы установления нового социального контракта зависят от вовлечения максимальной части населения в общенациональный диалог и процесс конституционной реформы.
Авторы доклада исходили из того, что Россия и Белоруссия принадлежат к единой цивилизации, которую объединяют общая история, культура и язык, экономика и геополитическое положение. После распада Советского Союза две страны прошли большой и сложный путь развития в новых исторических условиях. В 1999 году был подписан рубежный Договор о Союзе Белоруссии и России. Двусторонние отношения, как и взаимодействие в рамках Союзного государства, сопровождались большими достижениями, в первую очередь для граждан наших стран: это свобода передвижения, трудоустройства, создание рабочих мест и повышение уровня жизни за счет сохранения промышленного потенциала. Но накопился и целый комплекс проблем.
Ключевая задача на современном этапе, сказано в докладе, заключается в переходе к углубленной экономической интеграции. Необходимо до конца 2021 года принять союзные программы и межправительственные соглашения, обеспечить нормативно-правовую базу для их выполнения. Углубление интеграции с Россией выгодно Белоруссии. Средний годовой объем экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции на российский рынок (более 10 миллиардов долларов) сопоставим с бюджетом республики (11,5 миллиарда долларов). Разница мировых и белорусских цен на российскую нефть и газ составляла около 7 миллиардов долларов в год к выигрышу Минска на протяжении всего последнего десятилетия.
Экономики двух стран тесно связаны. Более 50% ВВП Белоруссии формируются за счет взаимодействия с Россией, более 60% предприятий включены в кооперационные цепочки. Белоруссия в 2020 году вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России. Дальше необходимо объединять технические стандарты, таможенное и налоговое регулирование. Без этого значительного экономического эффекта, роста торговли и инвестиций не будет.
Западные страны перешли от точечных к широкомасштабным санкциям против Белоруссии, как в свое время против России. Только запрет США на закупку третьими странами белорусских нефтепродуктов может привести к сокращению белорусского экспорта на 3-5 миллиарда долларов в год (до 8% ВВП республики). Реализация союзных программ позволит укрепить экономический суверенитет Союзного государства. Речь идет о формировании устойчивого внутреннего контура торгово-экономических связей и взаиморасчетов, единой цифровой инфраструктуры России и Белоруссии, не зависящей в критически важных сферах от неустойчивой политической конъюнктуры в США и Евросоюзе. Назрела выработка согласованной контрсанкционной политики, общего перечня санкционной продукции, в том числе для прекращения нелегального транзита и реализации общей политики импортозамещения.
Двустороннее сотрудничество и российский рынок позволили Белоруссии не допустить критического ущерба от усиливающихся секторальных санкций Евросоюза и США. С российской стороны обеспечена финансово-кредитная поддержка, растет белорусский экспорт на российский рынок. В кратчайшие сроки проделана комплексная работа по организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах на Балтике. Авторы доклада считают целесообразным расширение сотрудничества в сфере транзита с перспективой увеличения перевалки в российских портах белорусских грузов, в том числе калийных удобрений, а также использования потенциала Северного морского пути.
В докладе отмечено, что сотрудничество союзных стран позволяет осуществлять масштабные проекты, в том числе по самым передовым мировым стандартам. Большим шагом на пути укрепления суверенитета Белоруссии и усиления потенциала Союзного государства стал промышленный запуск первого блока Белорусской АЭС. Успешно развивается сотрудничество в освоении космоса. В то же время для Москвы и Минска необходимы новые совместные крупные проекты. Например, важно переводить в реальную плоскость идею строительства скоростной магистрали Минск – Петербург как новый двусторонний стратегический инфраструктурный проект.
Общая проблема для России и Белоруссии – сохраняющееся технологическое отставание ряда ключевых отраслей и низкий уровень наукоемкости ВВП. Для решения этого насущного вопроса императивом становится развитие новых отраслей с использованием передовых технологий: микроэлектроники, робототехники, искусственного интеллекта, больших данных, биотехнологий, генной инженерии, природоподобных технологий, космических исследований, взаимодействия национальных инновационных систем. Союзное государство остро нуждается в промышленной политике. Особое значение приобретают вопросы адаптации экономик двух стран к глобальному энергопереходу.
Интеграционные процессы основаны не только на экономических интересах. Они неразрывно связаны с вопросами безопасности, гуманитарного сотрудничества. Подписанты доклада выступили с инициативой создать российско-белорусский экспертный диалог и гражданский форум, что привлекло бы многих ученых и представителей общественности к решению накопившихся задач.
Авторы доклада призвали к скорейшему созданию единого научно-исследовательского пространства Союзного государства, формированию передовой исследовательской и научной инфраструктуры. В этом ключевую роль должны играть Российская академия наук и Национальная академия наук Белоруссии. Особое беспокойство вызывает крайне неблагополучная ситуация с научными программами Союзного государства. Необходимо значительно поднять их статус, расширить масштаб, а расходы на совместные научно-исследовательские работы включить в общесоюзный бюджет. В 2018 году были реализованы 12 научных программ Союзного государства, в 2019-м – 9, в 2020-м их осталось три, а в 2021 году – всего одна. В связи с этим участники проекта обратились к Совету министров Союзного государства с предложением планировать научно-исследовательские работы и включить расходы на такие исследования в бюджет Союзного государства (по статье «фундаментальные исследования и научно-технический прогресс»).
В докладе сделан однозначный вывод о том, что Союзное государство не может развиваться успешно без масштабных программ, посвященных молодежной политике. Большинство разработок молодых ученых, которые получают финансирование, не внедряется в реальное производство. Речь идет о серьезной проблеме, свойственной России и Белоруссии и вызванной разрывом между изобретением и внедрением. Нужно сформировать современную модель финансирования разработок, программу софинансирования государственных фондов и предприятий. Необходимым слагаемым успешного сотрудничества должна стать опора на гуманитарный компонент – запуск совместных программ академической мобильности ученых, преподавателей и студентов, включающих стажировки, научные проекты и обмены.
Среди приоритетов проекта находились и вопросы безопасности и внешней политики. К настоящему времени сложилась ситуация, когда Россия гарантирует неприкосновенность территории Белоруссии, а последняя обеспечивает России стратегическую глубину на западном направлении. В ходе экспертных встреч участники признали большим недостатком отсутствие утвержденной военной доктрины Союзного государства.
Также совместные дискуссии российских и белорусских ученых показали, что в нынешних внешнеполитических условиях политика «многовекторности» в смысле равноудаленности Белоруссии от России и других центров силы объективно не соответствует реальности. В противоречие с действительностью, в том числе с членством Минска в ОДКБ, двусторонними российско-белорусскими обязательствами в военной сфере, вступает принцип «стремления к нейтралитету», прописанный в нынешней редакции Конституции РБ.
Главный вывод проделанной работы заключается в том, что без масштабной экспертной поддержки, привлечения широкого круга специалистов к разработке стратегий Союзного государства и программ их осуществления, создания общего академического и исследовательского пространства не удастся достичь качественного улучшения состояния дел в интеграции двух столь близких государств.
Оригинал статьи на сайте.
Оригинал статьи в газете. С. 8-9.