Новости
СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (12 – 18 сентября 2022)
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 12 – 18 сентября 2022.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
Украинский кризис остался в фокусе внимания экспертов на прошедшей неделе. По мнению исполнительного директора АВИ, проректора по международным связям ГАУГН Вячеслава Сутырина, не стоит надеяться на пересмотр переговорных позиций сторон конфликта в ближайшем будущем.
«То, что сейчас происходит, это безусловно не война России с Украиной, а война НАТО с Россией до последнего украинца. И с подачи НАТО планка эскалации постоянно вздергивается вверх», – подчеркнул эксперт, добавив, что «против России сейчас воюет все НАТО». По его словам, на месте простых украинцев «давно надо было сместить этот [Киевский] режим, но к сожалению, на Украине при поддержке США и НАТО создана фактически военная диктатура с неонацистской идеологией».
Ученый отметил, что Москва предлагает прийти к договоренностям, которые помогут сохранить человеческие жизни, но киевский режим под давлением США и НАТО эти договоренности каждый раз отвергает. «Мы можем вернуться только к новым договоренностям, но на более жестких условиях, потому что масштабы конфликта возрастают, и теперь речь будет вестись о полной капитуляции киевского режима», – поясняет Сутырин.
Политолог обращает внимание на то, что Россия очень аккуратно проводит спецоперацию, стремясь всеми силами предотвратить разрушение гражданской инфраструктуры, чего нельзя сказать об украинской стороне, которая только поднимает ставки и действует на эскалацию. «Это вынуждает Россию также наращивать масштабы военной операции», – констатирует эксперт.
О проблемах других стран постсоветского пространства на фоне украинского кризиса напомнил председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Знание» Вадим Гигин. По его мнению, Кремлю необходимо сформировать устойчивую коалицию для противостояния коллективному Западу. «Причем этот вопрос необходимо решать уже сейчас», – отмечает он.
«Кто вместе с Россией? На основе какой программы, где эти KPI для ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и других форм, в которых Россия может рассчитывать на своих союзников?», – спрашивает он. По словам Гигина, на постсоветском пространстве есть страны, которые «ясно понимают, зачем им союз с Москвой, другим же необходимо ясно обосновать идеологическую, экономическую и военно-политические составляющие будущего союза».
«Существуют государства, которые обязаны России своим существованием. Это прежде всего Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. А потому Москва вправе рассчитывать на ответную поддержку с их стороны. И этим не надо пренебрегать», – считает эксперт.
Гигин также подчеркивает, что Запад заинтересован в том, чтобы подрывать позиции России и Китая по всему миру вот такими точечными ударами, в том числе и миротворческие инициативы Москвы в конфликте Армении и Азербайджана. «Они [Ереван и Баку] видят, что сейчас у России не самое простое положение… Зачем провоцировать и обострять отношения между собой в условиях, когда твой ближайший сосед, союзник, хороший партнер очень сильно занят на другом направлении? Выгадать одно-два села, продемонстрировать очередную политическую или военную, зачастую мнимую, победу? А чем это обернется в будущем? Убежден, что сейчас у каждого правительства на постсоветском пространстве должно быть ответственное отношение к ситуации», – подчеркивает эксперт. Он добавил, что события на Украине – это не дела России, а «то, что касается каждого из нас». «Происходит глобальное переустройство мира и какие-то сиюминутные выгоды могут дальше обернуться очень серьезными проблемами», – отмечает политолог.
Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич поддержал мысль о российских союзниках, добавив, «что некоторые стратегические решения по поводу того, что враги наших врагов – наши друзья, можно было бы принять очень быстро». «Я абсолютно уверен, что мы со всеми проблемами справимся сами, но с другой стороны не вижу никаких проблем в получении доброго согласия от наших северокорейских соседей на использование их системы РСЗО, которые в КНДР очень хорошего качества, вместе с обслуживающим персоналом».
Межевич подчеркивает, что в ответ на поставки киевскому режиму западного вооружения Россия может активизировать военную поддержку антиамериканских движений в мире, а также привлечь к СВО на Украине военных враждебных США стран. Законной целью ВС России эксперт считает и спутники Starlink, которые используются ВСУ для ударов по российским объектам.
Ректор Академии управления при Президенте Беларуси Вячеслав Данилович обратил внимание на то, что украинские элиты осуществили в своей стране политику разделения народа.
«Фактически, они подели своих граждан. Вот есть граждане первого сорта, которые вот настоящие украинцы, а есть некие граждане второго сорта, которые непонятно кто, ватники какие-то, совки. И с ними украинские элиты могут делать все, что хотят. Эта порочная практика и привела, фактически, к тому, что было на Донбассе», – заявил историк.
Он также подчеркнул, что «все это поощрялось странами Запада, потому что это в их интересах – расколоть восточнославянское единство и навязать свою волю».
Саммит ШОС и вопросы интеграции
15–16 сентября в Самарканде состоялся двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества. На полях саммита состоялась первая с начала СВО на Украине двусторонняя встреча лидеров России и Китая. По словам заведующей сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елены Кузьминой, ШОС обретает всё большее значение в Евразии. «Расширение организации за счет Ирана, в частности, позволит эффективнее развивать новые транспортные пути в регионе. Кроме того, увеличение количества участников предоставит возможность активнее бороться с такими глобальными угрозами, как терроризм», – считает эксперт.
Значимым событием саммита стало начало процедуры приема Беларуси в члены ШОС. Как пояснил заместитель председателя комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Беларуси Андрей Русакович, ШОС – это многопрофильная организация сотрудничества, в которой есть и экономическая составляющая, и развитая сфера безопасности. «Она в целом позиционирует себя как перспективный и весомый центр новой системы международных отношений. Если мы станем ее участником, это повысит наш имидж и расширит потенциал. Участие в ШОС расширяет возможности двустороннего взаимодействия с Китаем, Индией, Пакистаном, не говоря уже о России. Мы получим новые перспективы», – объяснил эксперт.
Вадим Гигин отметил, что процедура присоединения к ШОС будет успешна для Беларуси. «Авторитет нашей страны на пространстве, которое охватывает Шанхайская организация сотрудничества, очень высок. Там наши основные партнеры, союзники. И поэтому мы можем рассчитывать на поддержку», – считает политолог. При этом он отметил, что ШОС нужно «наполнять новыми смыслами».
В текущих условиях, по мнению Гигина, у Беларуси, России и Китая общие угрозы, поэтому ШОС может стать новым центром силы, эффективной площадкой для диалога государств, примерно одинаково понимающих свой дальнейший путь. «ШОС может выступить важным политическим инструментом обеспечения стабильности, и она должна наполняться и военным измерением. Организация необязательно должна быть военным блоком. Но должно быть сотрудничество в плане обмена военно-технологической, разведывательной информацией, в рамках консультаций Генеральных штабов. Этот вопрос может быть поставлен на повестку», – считает он.
О перспективах членства Беларуси в ШОС высказался и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Олег Гайдукевич. «Членство нашей страны в ШОС – это будущее. Это огромные рынки и количество технологий, к которым мы будем иметь доступ. Взаимодействие Беларуси с другими странами переходит на новый уровень. И это логично, мы работали над этим не один год. Вот что значит многовекторная политика», – заявил политик.
Подготовил Александр Приходько