Новости
СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (15-21 августа 2022)
Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 15-21 августа 2022 года.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
На прошедшей неделе Министерство обороны России отчиталось о фактах обстрела территории Запорожской АЭС со стороны Украины, в том числе и с применением западных вооружений. Эти провокации прокомментировал председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадим Гигин. Он отмечает, что угроза ядерной катастрофы волнует всех, но при этом западные лидеры без всякого расследования назначают Россию виновной в обстрелах ЗАЭС. «Россия контролирует Запорожскую АЭС, там находятся российские и украинские специалисты, Росгвардия», – напоминает эксперт.
Гигин считает, что украинские военные убеждены: если стрелять по территории АЭС и создавать напряженность в регионе, можно оказать давление на Россию. «В Киеве на полном серьезе думают, что можно будет при посредничестве ООН договориться, чтобы русские передали АЭС под какой-то там международный контроль, и выдать это за свою победу», – поясняет политолог.
При этом он отмечает, что у стран Запада «нет ощущения реальности». «Власти западных стран даже о ядерной катастрофе говорят, как об элементе какой-то компьютерной игры. Мол они постреляют, катастрофы не будет, но они создадут себе более выгодные условия», – отмечает эксперт. Гигин также обращает внимание на то, что такая характеристика справедлива в том числе и для украинского общества.
«По факту украинцы сами не верят в то, что это русские военные обстреливают Запорожскую АЭС. Они знают, кто реально стреляет по станции и одобряют это. В сознании некоторых украинцев подобные акты ядерного терроризма оправданы», – подчеркивает политолог.
Агрессивную политику Запада на прошедшей неделе прокомментировал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты Представителей Беларуси по международным делам Олег Гайдукевич.
«Западные СМИ в открытую сказали, что им надо от Республики, цель у них одна – оторвать Беларусь от России. Главной задачей Запада является геополитическая переориентация Республики Беларусь, отрыв ее от Российской Федерации и превращение в проводников польских сил», – отмечает политик.
Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич считает, что вопрос о поддержке Украины странами Европы в зимний период – риторический, поскольку Киеву столицы стран ЕС помогать не будут. «Дело в том, что помогать оружием – недешево. Но я бы не сказал, что дороже, чем помогать топливом, потому что потребители оружия считаны: армия и силовые структуры. Если же поддерживать горючим, то, по нормальной логике, поддерживать надо всех. А Украина — не Эстония, и проживает в ней при любом раскладе не один миллион человек», – пояснил эксперт.
Антироссийская политика Польши и стран Прибалтики
Провокационные действия западных соседей также попали в поле зрения экспертов на прошедшей неделе. Так, профессор Николай Межевич предупредил, что в Эстонии готовится провокация с участием военной школы пограничников. «Насколько я знаю, там уже роздано оружие. Идея такая: соберутся граждане России или русскоязычные для защиты памятника, будет применен классический прием – выстрел в спину полицейским – и после этого начнется кровопролитие, а там, глядишь, русские вмешаются, и можно будет создать второй дополняющий Украину фронт», – поясняет эксперт.
По мнению Межевича, Россия способна жестко ответить на русофобские действия прибалтийских стран, не ввязываясь при этом в вооруженный конфликт. Ответ заключается в полной экономической блокаде этих государств. «Эстония и Латвия – по-прежнему транзитные страны. Таллинский и рижский порты пока не ощутили всей силы наших санкций, которых по большому счету нет. В этом есть определенная логика – мы продаем, нам выгодно. На каком-то этапе надо принять решение: мы дальше будем зарабатывать деньги или будем отвечать тем странам, которые готовы фактически объявить геноцид, как нашим гражданам, так и людям, которые считают Россию своей страной. Правильный выбор – полная экономическая блокада Эстонии, Латвии и Литвы», – считает он.
Эти слова эксперта стали реакцией на введенные некоторыми европейскими странами, в том числе Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией, визовые ограничения для россиян. По словам Межевича, эти действия были предприняты для того, чтобы посмотреть, «как отреагирует Россия и как отреагирует западная Европа и западный мир в целом». «Реакция оказалась сложной, у этой идеи обнаружились противники. Хотя я бы не исключал, что когда-нибудь идея о тотальном ограничении виз для россиян победит», – констатирует политолог.
По мнению Межевича, сегодня России и Западу, возможно, действительно «нужно разбежаться в разные стороны, чтобы потом искать пути новой интеграции». Если Запад запретит въезд всех лиц, не имеющих дипломатический паспорт, мы сделаем в ответ то же самое. Это значит, что шпионская сеть на территории России останется без курьеров и кураторов. «Это поражение надо наносить, используя силу самого Запада. Вы хотите разорвать отношения? Что ж, разрывайте. Но это ваша инициатива. А наша задача в том, чтобы донести до всех граждан РФ, что это не Лавров отнял у вас возможность отдохнуть в Ницце, а евробюрократы — прибалты и финны», – дополняет он.
В свою очередь, Вадим Гигин обратил внимание на то, что фашистские, человеконенавистнические, расистские и ксенофобские идеи являются частью идеологического воспитания в во всех Прибалтийских странах и в Польше, в первую очередь, силовиков.
«Вы думаете, если люди канонизируют легионеров СС, рассказывают, что преступления фашистов были не так страшны, если частью государственной идеологии является неприязнь к нелатышам на территории Латвии, то это коснется только русских и белорусов, евреев и украинцев? Нет, конечно. В первую очередь это касается людей с другим цветом кожи, другой религией», – поясняет он.
Интеграция России и Беларуси
На прошедшей неделе премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что за последние полгода белорусский экспорт в недружественные страны составил $3,5 млрд. По его мнению, белорусская топливная древесина, пеллеты могли бы помочь населению этих стран в преодолении энергетического кризиса, оттого в ближайшее время могут случиться определенные изменения в отношениях. «Человек всегда голосует, как это говорится, холодильником», – считает белорусский премьер.
Надвигающийся энергетический кризис в Европе уже очевиден. При этом исполнительный директор АВИ Вячеслав Сутырин отмечает, что «не стоит надеяться на то, что в обозримом будущем Европа захочет разговаривать с нами [Россией и Беларусью] на равных, нужно учитывать, что она находится под протекторатом США и под управлением НАТО.
«Мы находимся на новой стадии холодной войны, которая предполагает очень серьезную конфронтацию. А равноправие – это то, когда Запад начнет учитывать наши интересы в сфере безопасности», – подчеркивает политолог.
В своей статье Сутырин прогнозирует, что Запад продолжит покупать ряд товаров, необходимых ему, в том числе и через «серые» схемы. Но ситуация с постепенным отказом от российских нефти и газа ценой деиндустриализации Европы показывает, что всерьез рассчитывать на это торговое направление опасно. Отсюда и стратегическая переориентация российского экспорта на Восток в последние годы, пишет он.
Стратегия хаба для «серого» импорта-экспорта в Беларуси малопродуктивна, отмечает Сутырин. «Это попытка жить в мире, которого больше нет. Возможности для Беларуси стать проводником российского экспорта на Запад, помимо уже имеющихся, в обозримом будущем тоже минимальны», – пишет он.
Политолог обращает внимание, что в прошлые годы основной объем транзита через Беларусь составлял экспорт из Германии в Россию. Из России товаропоток через Беларусь на Запад был сравнительно скромным, исключение – нефть и газ. Евросоюз может попытаться совершить экономический суицид, сократив до минимума закупки российских энергоносителей, но Беларусь не может на это повлиять.
У России есть свои порты на Балтике, а морской транспорт значительно дешевле сухопутного. Кроме того, Беларусь на Западе граничит с недружественными Польшей и Литвой, отношения с которыми в обозримой перспективе продолжат деградировать. Новый «санитарный кордон», формировавшийся в постсоветский период, сегодня ощетинился. Все это делает малоперспективными «хитрые схемы» транзита. «Да, отдельные страны Евросоюза могут закупить у Беларуси древесину этой зимой, чтобы топить вместо газа. Но это не изменит погоды для экономической устойчивости Минска», – отмечает эксперт.
Сутырин делает вывод о том, что в стратегии будущего Беларуси нужно рассматривать Союзное государство как инструмент развития в условиях санкционного давления.
«Для Минска остается фактически одна внешнеэкономическая стратегия. Отслеживать изменения архитектуры геоэкономических связей России и Евразийского экономического союза, предлагая свои решения и встраиваясь в набирающие силу тренды. Например, экономический коридор «Север-Юг», расширение присутствия на рынках глобального Юга, инициативы по линии БРИКС+. Смотреть на точки сопряжения России и Китая и пытаться извлекать свою прибыль», – поясняет он.
Главной задачей на текущем этапе Сутырин видит бурю, которую «нужно пережить в надежной гавани, действуя в тесном военно-политическом и геоэкономическом блоке с Москвой». «Выстроить за это время прочную и жизнеспособную социально-экономическую систему. Это и есть ставка на будущее, на «нишу» проводника интересов России и евразийского блока в постамериканской Восточной Европе», – резюмирует он.
Подготовил Александр Приходько