Новости

СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (24 – 30 октября 2022)
Фото: РИА Новости / Максим Блинов. Выступление Президента России Владимира Путина на дискуссионном клубе «Валдай»
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 24 – 30 октября 2022.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
На прошедшей неделе напряженная ситуация на линии фронта осталась в фокусе внимания экспертов и аналитиков. По словам председателя правления республиканского государственно-общественного объединения «Знание» Вадима Гигина, украинцы могут скопить силы и нанести удар по России, но вместе с тем он обращает внимание, что многие эксперты, в том числе западные, заявляют о замедлении их наступления за последние две недели. «Определились основные ударные направления, главный удар Украина наносит сейчас на херсонском участке. Потому что взятие Херсона, как говорят американцы, будет для них вишенкой на торте. И по их плану взятие Херсона должно было случиться до выборов в США 8 ноября. Сейчас уже взятие или невзятие Херсона сильно на выборы в демократической партии не повлияет. Но может повлиять на ту битву, которая разгорается вокруг принятия акта о помощи Украине в 50 млрд [от Америки]», – пояснил он.
«Они также скапливают силы в Запорожье, там для них очень вкусная цель – вырваться к Азовскому морю», – добавил Гигин. Он допускает, что украинцы могут скопить силы и нанести удар. «У них основной удар – это по механизированной части. Сюрпризы могут быть. Хотя сейчас россияне успешно прерывают попытки наступления. И как правильно говорят российские военкоры, ситуация остается напряженной», – указывает он.
Одним из наиболее значимых событий этой недели стало выступление Владимира Путина на полях дискуссионного клуба «Валдай». По словам руководителя Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николая Межевича, многие назвали речь российского главы программной, поскольку в ней были обозначены геополитические интересы Москвы. «Европейский Запад управляется США. Собственно, это не скрывают уже и в самой Европе. Если случится какой-то локальный конфликт на территории Украины или на территории Польши, ну, случится и случится. Нам-то что? Реакция же американцев на любые ядерные сюжеты, она такая: «Это не у нас. До нас далеко, нам все равно», – поясняет эксперт. Он также отмечает, что европейцы обязаны все-таки понимать, что до них не так уж далеко. «Учитывая европейские масштабы, любое ЧП, скажем, на ядерном объекте в Чехии, это проблема всей центральной Европы. В общем-то, я надеюсь, что естественный для любого человека страх применения ядерного оружия, в том числе и в формате «грязной бомбы» остановит не в меру раскованных лидеров Киева. Им, в Киеве, действительно, уже все равно: хоть ядерная бомба или что-либо другое. Если бы сегодня у Киева была Царь-бомба, уверяю вас, они бы ее взорвали. Тормозов нет. И сдерживающих центров тоже», – считает эксперт.
Вместе с тем Межевич уверен, что «на определенном этапе, по мере нашего продвижения к победе США скажут, что это «вообще не наш вопрос», что это «не наша проблема», что Украина – европейская страна, что она собирается вступать в Европейский союз, а не в панамериканскую организацию и что, соответственно, по вопросам Украины, пожалуйста, обращайтесь в Брюссель».
Профессор подчеркнул, что США спишут украинский кризис на младших европейских партнеров. Американских властей не будет волновать, как Евросоюз будет с этим разбираться. Он уверен, что сильная Европа точно не нужна Вашингтону, а слабая пригодится в качестве союзника без права голоса. Он привел в пример Эстонию, которая находится в позиции «слабых и безголосых».
Милитаризация Восточной Европы
На прошедшей неделе польский сенат одобрил резолюцию о признании российских властей «террористическим режимом». Документ также осуждает действия России на Украине. Кроме того, сенат призвал мировое сообщество оказать поддержку Международному уголовному суду, расследующему дела виновных в преступлениях на Украине, и выразил благодарность польскому народу и правительству за помощь украинским беженцам. По словам Николая Межевича, эта резолюция «откровенно русофобская». «Когда смотришь на заявления польских депутатов в этом документе, понимаешь, что речь идёт даже не о деградации политического класса. Дело в том, что там уже нечему деградировать. Истеблишмент в Польше занимается чем угодно, но только не интересами польского народа», – пояснил аналитик.
«Учитывая накал антироссийских настроений в Польше, я бы даже скорее удивился, если бы сенат рано или поздно не принял такой документ. Варшава, в очередной раз прибегая к очернению и дискредитации России, хочет получить для себя максимальные выгоды от ситуации на Украине, в том числе репутационные», – пояснил эксперт.
Вместе с тем, профессор считает, что на Россию это решение не влияет. «Они номенклатуру принимают – это их внутреннее дело. На судьбу мира это никак не повлияет», – заявил Межевич. По мнению политолога, России сейчас нужно заниматься своими делами, не обращая внимание на «решения» польских властей. «Нам нужно заниматься консолидацией общества. Также нужно понимать, что вопрос Украины – это не фактический вопрос, а стратегический», – считает Межевич.
Интеграционные процессы на евразийском пространстве
На прошедшей неделе заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина дала большое интервью, в котором оценила состояние агросектора Беларуси и России. По ее словам, в ближайшей перспективе республике не грозит нестабильность в продовольствии, поскольку большую часть продуктов питания она производит сама, часть закупала в России и на Украине, а теперь то, что закупалось из Украины, будет поступать из России. «Мясная и молочная составляющие в Беларуси закрыты своим производством полностью, хлебная – в большей степени, и лишь частично хлебобулочные и кондитерские изделия поступают из России. В этих категориях речи не идет о том, что Беларуси нужно замещать большие объемы продовольственных товаров. Скорее, следует наращивать производство, увеличивать качество и глубину переработки сельхозпродукции», – считает экономист.
Кузьмина обращает внимание на то, что в ближайшее время на рынке может наблюдаться нехватка определенных видов овощей и фруктов, но налажены достаточно хорошие поставки из государств Центральной Азии, в первую очередь Узбекистана. «Существует знаменитый Агроэкспресс, который доставляет сельхозпродукцию, в первую очередь фрукты, максимум за пять дней. Это очень хороший показатель, и сейчас пытаются этот опыт распространить во взаимодействии с другими странами Евразийского союза и СНГ, а также с Китаем. В целом Россия справляется со своими продовольственными вопросами и обеспечением населения разнообразными продуктами питания. Сегодня вопрос в большей степени стоит о перенаправлении маршрутов их экспорта. Предполагается не столько смена стран, в которые идет экспорт, сколько смена маршрутов доставки – в первую очередь, различных сортов зерновых и подсолнечного масла», – считает эксперт.
Кузьмина также обратила внимание на то, что у России и Беларуси идут взаимные поставки продовольствия. Они различные по товарным группам и соответствуют потребностям каждой из наших стран. «Акцент России в торговле больше направлен на промышленную часть, а у Беларуси товарный ряд более уравновешен, и она поставляет в РФ не только ряд промышленных товаров и комплектующих, но и значительную долю продовольственной продукции, производимой на экспорт», – добавляет она. По данным ВТО за 2021 г. в белорусском импорте сельскохозяйственной продукции из России высокую долю занимают три группы товаров: подсолнечное масло, его доля в белорусском импорте составляет 92%; хлеб, мучные и кондитерские изделия – 75%; семена рапса – 73%.
При этом, если обратить внимание на белорусскую продукцию, которая поступает в Россию, то по количеству и номенклатуре товары АПК республики более разнообразны. Например, на экспорт в Россию поставляются все виды молочной продукции: сыр и творог – 94% от общего объема экспорта, сливочное масло и другие масла животного происхождения – 90%, молоко и сливки несгущенные – 92%, молоко и сливки сгущенные – 57%. По другим товарам: консервированная рыба – 86%, мясо и пищевые продукты из домашней птицы – 63%, мясо охлажденное – 51%, мясо замороженное – 48%. Это позволяет России в полной мере насыщать свой рынок продуктами питания, а Беларуси дает значительный экспортный доход в бюджет страны. В целом такие взаимные поставки продовольствия укрепляют продовольственную безопасность обоих стран.
Экономист напомнила, что на недавно состоявшейся встрече премьер-министров России и Беларуси обсуждалось развитие и выполнение Союзных программ, в том числе речь шла и о механизмах проведения единой аграрной политики. «Здесь нам необходимо сближение законодательств в области сельского хозяйства, чтобы была возможность увеличить объемы взаимной торговли сельхозпродукцией. В России и Беларуси пока абсолютно разные типы хозяйствования на селе, что также осложняет сотрудничество, например создание кластеров, в АПК. Должно быть взаимное сближение, которое будет закреплено законодательно. К тому же, у нас много административных барьеров, то, что не регулируется торговыми тарифами, а именно: внтуригосударственные распоряжения, постановления глав государств или правительств наших стран», – поясняет она.
По мнению Кузьминой, странам необходима дальнейшая работа по сохранению и обеспечению продовольственной безопасности. «Важно совместно развивать научно-техническую базу сельского хозяйства. Должны быть организованы совместные производства кластерного типа, и самое важное, чтобы они были высокотехнологичными, сосредоточенными на более глубокой переработке сырья, более высоком контроле качества, современной маркировке продукции. Эта работа уже ведется, и она должна продолжаться», – резюмирует экономист.
Подготовил Александр Приходько