Новости
СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (26 сентября – 2 октября 2022)
Фото: Kustbevakningen Шведская береговая охрана
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 26 сентября – 2 октября 2022.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
27 сентября в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области завершились пятидневные референдумы. В ДНР и ЛНР за вхождение в состав России проголосовали 99,2% и 98,4% соответственно, явка в регионах составила 97,5% и 92,6%. В Запорожской и Херсонской областях за выход из состава Украины, образование самостоятельного государства и присоединение к России проголосовали 93,1% и 87% соответственно, явка – 84,5% и 87%. 30 сентября президент Владимир Путин и главы ДНР, ЛНР, а также главы военно-гражданских администраций Херсонской и Запорожской областей Денис Пушилин, Леонид Пасечник, Владимир Сальдо и Евгений Балицкий подписали договоры о вхождении этих территорий в состав России на правах новых субъектов.
По словам председателя правления республиканского государственно-общественного объединения «Знание» Вадима Гигина, он ожидает эскалации конфликта по итогам референдумов. «Зеленский сказал, что, если Россия проведет референдумы в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях, какие-либо переговоры с Москвой будут исключены. Поэтому пока сложно сказать, когда будут нормальные встречи и договоренности, я вижу только дальнейшую эскалацию боевых действий, и прямую вину за это несет Запад», – сказал он.
Резонансным событием прошедшей недели стал подрыв на двух российских газопроводах в Европу – «Северном потоке» и «Северном потоке – 2». Как отметил Гигин, эта диверсия «свидетельствует о том, что для Запада нет красных линий, нет никаких ограничителей в борьбе за свою гегемонию». «Думаю, надо прямо сказать: большинство аналитиков и политиков не ожидали просто такой адской решимости, готовности привнести в жертву весь мир. Как фигура речи, конечно, говорили в обсуждениях, но в реальности, когда расчеты, не было такого. Американцы готовы довести ситуацию до уничтожения всего мира, даже частичного уничтожения США, притом, как они заявляют, что-то останется, чтобы в новом мире сохранить свою гегемонию… Они готовы пойти на любые жертвы, издержки, но не допустить пересмотра нынешнего мироустройства», – поясняет Гигин.
Политолог также добавил, что взорван не просто российский газопровод, а газопровод, от которого напрямую зависит энергетическая безопасность Германии. «Мы должны понимать, что в энергетике сейчас происходит «революция цен», сравнимая с той, которая имела место в XVI веке», – поясняет он. «Действующие ранее эффективные инструменты влияния на ценовую политику и сдерживание инфляции перестают работать. Сейчас именно это мы видим на энергетическом рынке. Цены настолько зашкаливают, настолько не соответствуют потребностям людей, что рынок входит в противоречие с обычными житейскими представлениями. И правительство с этим ничего не может сделать. В этих условиях, естественно, нарастает социальное недовольство – это и смена правительства в Италии, и формирование устойчивого протестного движения в Германии, и то, что происходит в Чехии. Все это будет усиливаться и дальше», – считает эксперт.
Гигин уточняет, что нет сомнений в том, что диверсию на газопроводах устроил Запад. «Они вроде и пытаются обвинить Россию, но делают это очень аккуратно, понимая, что в это никто не верит. Цель Запада (точнее, США и Великобритании) – нанести удары по Европе. Но не в контексте Евросоюза, он полностью под ними, а не допустить роста могущества Германии. Поэтому у власти сейчас проамериканское слабое правительство. Пользуясь этим случаем, они пытаются максимально втянуть Германию в украинский конфликт и ослабить ее. Потому что для Европы (и для этого есть всё) путем в нормальное, процветающее, стабильное будущее была бы ось «Москва – Берлин – Париж». Если посмотреть, то реальных противоречий в национальных интересах России, Германии и Франции не существует. Они надуманные. Относятся либо к пропагандистской – ценностной – сфере, либо навязаны Вашингтоном. Сами же государства заинтересованы в сотрудничестве друг с другом, и это был стабильный мир для Европы, но его американцы допустить не хотят, втравливая Францию и Германию в антироссийскую коалицию», – считает он.
Ситуацию прокомментировал и руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. Он также придерживается мнения, что вхождение республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей является важным историческим событием, которое изменит отношения между Россией и коллективным Западом, прежде всего, с США и Великобританией. По его мнению, оно приведет к усилению конфронтации между странами, но в то же время откроет возможности для выстраивания системы европейской безопасности на новых принципах. «Это событие индикатор, и за этим большим и значимым событием скрываются тенденции еще более масштабные и еще более значимые», – заявил Межевич.
Прогнозируя этапы дальнейшей эскалации конфликта между РФ и Западом, политолог исключил вероятность начала ядерной войны. По его мнению, ставки в противостоянии будут постепенно повышаться, но в уничтожении планеты не заинтересована ни одна из сторон.
«Обе стороны ждут, кто первый моргнет, и не очень хочется моргнуть первым, но и при этом доводить до Третьей мировой тоже не хочется», – считает профессор.
Угроза ядерной эскалации
В фокус внимания экспертов на прошедшей неделе попали все чаще появляющиеся в медиа темы ядерной эскалации. По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Олега Гайдукевича, тему ядерной угрозы постоянно «муссируют именно западные политики». «Посмотрите, кто постоянно говорит о ядерной угрозе. Беларусь и Россия? Нет. А вот западные политики постоянно мусолят эту тему. Президент России Владимир Путин только однажды сказал, что, если на Россию будет совершено нападение – она будет защищаться всеми возможными способами. Так не нападайте и не получите проблем», – поясняет он.
«Мы каждый день слышим от них о ядерной угрозе. Премьер-министр Великобритании вообще сказала, что она чуть ли не с легкостью нажмет кнопку. Как можно говорить о таких вещах? Она разве не понимает, какие будут последствия? Западные политики в силу скудности ума играют с очень опасными вещами», – добавил Гайдукевич.
Схожие оценки озвучивает и Вадим Гигин. Он отмечает, что «никто не верил, что американцы будут готовы пойти так далеко». «Власти США хотят осуществить крупный ядерный конфликт, даже при условии, что сами и пострадают», – считает он. «Во-первых, они демонстрируют, что для них нет никаких красных линий. Они готовы пойти на все. Подрыв «Северного потока» – яркое тому свидетельство. Во-вторых, США пытаются так вести войну, чтобы спровоцировать Россию на применение ядерного оружия. Также они сами хотят сымитировать применение ядерного оружия. Вариантов много, в любом случае какой-либо ядерный инцидент на территории Украины сейчас очень высоко вероятен. США попытаются провести международное осуждение России, усилить изоляцию, а затем нанести конвенционный удар по ней. В этом случае возникает вопрос о том, что Россия должна применить стратегическое ядерное оружие. Тогда вероятность ядерной войны крайне высока», – поясняет эксперт.
Милитаризация Польши и стран Прибалтики
Польша и страны Прибалтики превратилась в один из форпостов антибелорусской и антироссийской политики стран Запада, считает политолог Вадим Гигин. «Сегодня эти государства (Польша, Литва, Латвия и Эстония) используются как буфер для ведения гибридной войны против Беларуси и России. Собственно говоря, ничего в этом плане не изменилось, меняются только используемые при этом технологии и методы. Ну и количество средств на осуществление подобного возросло просто колоссально», – поясняет он.
Подготовил Александр Приходько