Новости
СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (27 июня - 3 июля 2022)
Фото: БЕЛТА
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки с 27 июня по 3 июля 2022 года.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
Обсуждение президентами поставок российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» Беларуси прокомментировал и глава Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. «Речь идет не только об «Искандерах». Речь идет о достаточно больших поставках комплексов оружия, в том числе модернизации самолетов, и о тех видах вооружения, которые главы двух государств сочли возможным не упоминать публично… Происходящее абсолютно понятно – агрессивная политика Литвы», – пояснил эксперт.
29 июня генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг по итогам саммита Североатлантического альянса в Мадриде сообщил, что организация намерена увеличить численность сил быстрого реагирования до более чем 300 тыс. военнослужащих. Сейчас численность этих сил – 40 тыс. По мнению председателя правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадима Гигина, «фактически мы наблюдаем вторую оккупацию Европы Соединенными Штатами, потому что понятно: в основном все будет сделано за их счет. Американцы с британцами перебросят большие группировки в Европу. Хочу напомнить, что до 1991–1992 годов там была огромная армия. Одна только Великобритания располагала группировкой примерно 55–58 тысяч человек – это несколько дивизий, полноценный усиленный корпус (механизированный, его даже можно назвать бронетанковым). Они хотят вернуться, только на новой стадии вооружений, к такой же насыщенности Европы оружием», – сказал Гигин.
Эксперт также прокомментировал вступление Финляндии и Швеции в НАТО. «Да, это создаст проблемы России, но еще большие – самим Финляндии и Швеции. Потому что консенсуса по данному шагу нет», – отметил политолог.
Транспортная блокада Калининграда
На прошлой неделе эксперты уделили внимание блокаде Литвой наземного транзита попавших под ограничения ЕС товаров в Калининградскую область. «Никто не требует от Литвы любви к нам – просто выполняйте свои обязательства! Соблюдайте транзит! Они, придумав проблему Сувалкского коридора, блокируют транзит, лезут с провокационными заявлениями и действиями. И при этом пытаются нас преподнести как некую агрессивную сторону», – заявил политолог Вадим Гигин.
Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич отметил, что экономику Литвы могут ждать непростые времена.
Падение ВВП Литвы в 2022 г. после ограничений на транзит в Калининградскую область из других регионов России может составить около 12% из-за высокой зависимости экономики прибалтийской республики от транзитно-транспортных услуг, сообщил Межевич.
«Это минимум, при условии, что наши литовские соседи научились работать с цифрами хорошо и реальные цифры инфляции, реальное падение ВВП всегда маскируют и прячут», – заявил он.
Эксперт также добавил, что Россия и Беларусь для Литвы «остаются по-прежнему четвертым партнером в экспортно-импортных операциях». «Плюс очень большую роль играл туризм, в основном белорусский, меньше – российский. Все это будет уходить», – сказал Межевич.
«Никакого военного конфликта с Вильнюсом нам никоим образом устраивать нельзя. Нам нужно просто иметь полноценные, но абсолютные экономические санкции против Литвы. Она должна быть объявлена абсолютным системным врагом России», – заявил экономист, подчеркнув, что применение полных мер экономической блокады ликвидирует литовскую независимость, то есть, обеспечит падение на 20% ВВП, которое Литва пережить не сможет.
Экономическая и интеграционная повестка
Санкции Запада ускоряют интеграцию Беларуси и России, заявил директор Института Европы РАН, председатель АВИ имени А. Громыко Алексей Громыко.
«Раньше, как все страны, мы верили в то, что есть законы свободного рынка, есть принципы рыночной экономики, есть принципы неприкосновенности частной собственности, капитала. Сейчас они рушатся, множество санкций введены для того, чтобы насолить не бизнесу или отдельным людям, а населению стран», – пояснил ученый.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты Представителей Беларуси по международным делам Олег Гайдукевич подчеркнул, что из-за внешнеполитической конъюнктуры Беларуси нужно переориентировать экономику. В качестве примера он привел закрытие Литвой порта в Клайпеде для белорусских товаров. «Мы построим порт, который полностью нам заменит Клайпеду. И литовцы от этого пострадают гораздо больше. Хотя мы этого не хотели», – заявил он.
Политик также прокомментировал перспективы экономического взаимодействия Беларуси с ЛНР и ДНР. Он считает, что после установления мира Минск будет расширять экономическое взаимодействие с Донбассом, поскольку заинтересована в перестраивании торгово-экономических потоков в условиях санкций даже в том случае, если ДНР и ЛНР войдут в состав России. Беларусь заинтересована в сотрудничестве с Донбассом там, где это выгодно всем сторонам», – заверил Гайдукевич.
«Все евразийские страны должны быть заинтересованы в сильной, мощной России… Можно по-разному относиться. Кто-то там сидит и по-разному относится к действиям России. Кому-то нравится, что делает Россия сейчас, кому-то нет. Если представить такую ситуацию, что… Россия рухнула, ее не стало – развалилась. Не будет сильной суверенной Беларуси, об этом Президент говорил. Не будет сильного Казахстана, это сказка. И не будет ни одной страны СНГ сильной. Будет хаос», – сказал он.
Эксперт также прокомментировал сложности в отношениях с Казахстаном. «Для Беларуси крайне важны взаимоотношения с Казахстаном, это колоссальная вещь… Мы должны понимать, что кто-то очень бы хотел поссорить Беларусь и Россию с Казахстаном. Это была бы мечта. И я не исключаю, что кто-то специально будет пытаться дальше это делать», – заявил политик.
Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе оценила завсектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина. По ее словам, в отличие от Европейского союза, который создавался в тепличных условиях, ЕАЭС строится при серьезном противодействии внешних сил. «Сюда относятся взаимодействие с экономикой Китая, последствия пандемии коронавируса и тотальные санкции против России и Белоруссии. Но мы постепенно преодолеваем трудности. Мы расширяем сотрудничество с Ираном, арабскими государствами и Индонезией. Появляется своя зона свободной торговли. От этого в первую очередь выигрывают центральноазиатские страны союза», – пояснила она.
Эксперт напомнила, что ведется постоянная работа над техническими регламентами внутри ЕАЭС и с третьими странами.
«Только в июне приняты техрегламенты по низковольтному оборудованию и питьевой воде. Последнее особенно важно для Киргизии с ее богатыми водными ресурсами. Кроме того, техрегламенты ЕАЭС будут синхронизироваться с китайскими. Соответствующие документы уже подписаны. Это даст возможность продвигать наши товары на огромный рынок КНР», – сообщила она.
Кузьмина отмечает, что остается масса «тормозящих моментов». «Но ЕАЭС работает настолько эффективно, насколько это позволяют сами государства союза и внешние игроки», – резюмирует эксперт.
Подготовил Александр Приходько