Новости

СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (31 октября – 6 ноября 2022)
Фото: AP Photo/ Mary Altaffer. Совет безопасности ООН
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 31 октября – 6 ноября 2022.
СВО на Украине и проблемы европейской безопасности
На прошедшей неделе в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по российскому проекту резолюции о расследовании возможной деятельности американских биолабораторий на Украине. За документ проголосовали Россия и Китай, против выступили Великобритания, США и Франция. Еще девять делегаций воздержались. Ранее Россия неоднократно направляла обвинения в Совет Безопасности ООН о том, что США подозреваются в проведении военно-биологической деятельности в Украине. В Китае считают, что любые свидетельства или улики, которые касаются нарушения Конвенции о биологическом оружии, заслуживают внимания международного сообщества.
Ситуацию прокомментировал председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Знание» Вадим Гигин. По его словам, Китай правильно обеспокоен. «Пекин поддерживает Москву не просто так. Китай преследует собственные национальные интересы, в том числе ограничение влияния США на мировой арене. КНР выступает за недопущение использования территорий других стран в интересах Штатов, в том числе для размещения биолабораторий», – поясняет политолог.
Гигин считает, что «подобная позиция Пекина – это сигнал для некоторых стран на постсоветском пространстве, которые, как мне кажется, не совсем верно оценивают ситуацию». «Увидев, что Россия тяжело ведет боевые действия в Украине, некоторые государства вдруг решили, что Москва ослабла. Пусть берут пример с Китая, он проводит свою линию, но она действительно часто пересекается с линией России. На это и стоит ориентироваться, особенно тем странам, которые находятся очень близко к РФ и крайне близко к КНР. Каким бы могущественным ни казался Вашингтон, не стоит забывать, что он все-таки далеко и с каждым годом будет все дальше», – подчеркнул он.
Гигин напомнил, что Москва по факту уже воюет с НАТО, но при этом подчеркнул, что все-таки де-факто, а не де-юре. «Североатлантический альянс направляет в Украину наемников, которые принимают участие в боевых действиях, а также поставляют Киеву различное вооружение», – напомнил он, добавив, что «такие действия являются преступлением со стороны НАТО как против россиян, так и против украинского народа и мира в целом». «Североатлантический альянс мог сделать все, чтобы эту войну предотвратить, ничего особенного от него не требовалось. Сейчас все понимают: условие России, что Украина не должна стать членом НАТО, вполне приемлемое», – сказал он.
Эксперт также отметил, что в Москве никто не хочет ядерного противостояния. О ядерной войне в основном говорят на Западе, а Россия только реагирует на эти заявления. «И то, Москва старается реагировать крайне осторожно, однако ее пытаются провоцировать», – констатировал спикер.
Политолог также прокомментировал слова главы Минобороны Сергея Шойгу о том, что численность группировки НАТО в Восточной и Центральной Европе выросла в 2,5 раза и теперь составляет более 30 тыс. человек. На Западе утверждают, что это является реакцией на действия российской стороны. «Ничего подобного. Это часть спланированной стратегии по полному завоеванию и контролю постсоветского пространства, включая непосредственно саму Россию», – считает Гигин.
В этой связи эксперт отмечает, что сейчас главная задача заключается в том, чтобы война не вошла в стадию неконтролируемой эскалации. «Конкретно, как будет выглядеть карта Европы, я сказать не могу. Но то, что изменится, для меня очевидно. Она уже меняется. Прошли референдумы в ДНР и ЛНР, в Запорожской и Херсонской областях. Очевидно, что будет меняться граница: мы видим, как тлеют конфликты на Балканах. Все громче звучат заявления венгерского руководства о том, что это разделенный народ. Не знаю, к счастью или сожалению, но эти границы будут перекраиваться. И в общем этот ящик Пандоры открыл распад СССР, когда Запад и Югославия пошли на то, чтобы отказаться от своих гарантий по Хельсинкскому заключительному акту 1975 года и нерушимости послевоенных границ. Не стоит удивляться, что после разрушения тех границ процесс получил продолжение», – заключил Гигин.
На прошедшей неделе также состоялась экспертная дискуссия, в которой принял участие исполнительный директор АВИ Вячеслав Сутырин. По его словам, в России сложились контуры для модели иного устройства мира, основанного на равноценности разных культур и цивилизаций, это позволяет ей претендовать на роль лидера по выходу мира из глубокого кризиса развития. «Наши суровые климатические условия и наши огромные просторы – они обусловили то, что у нас другой подход в принципе к другим культурам... Не просто мы позволяем и помогаем другим народам и культурам сохранять свою самобытность, а мы в принципе выступаем, как наш ДНК – это равноценность, равноценность разных культур и цивилизаций. И это модель для глобального мироустройства, то есть, на политическом уровне это может быть многовекторность, на уровне идейном, философском – это равноценность культур или «симфония цивилизаций», мы готовы рассматривать другие цивилизации как равноценные, и вот это очень важный момент, и на это есть спрос со стороны других цивилизаций, других государств», – сказал Сутырин.
По словам политолога, в России формируются и во многом сложились контуры иного ценностного предложения миру, в отличие от того, что предлагает современный Запад и современный Восток. «Прежде всего, наша особенность как людей деятельных, у нас все-таки есть понятие личности и личности деятельной, и деятельного патриотизма. Мы не растворяемся в социуме, как иногда возникает в восточных моделях, но и в то же время мы не отказываемся от своей природы, не пытаемся воевать со своим предназначением людей, как это сейчас происходит на Западе. То есть вот эти разумные традиционные ценности, защита разумных традиционных ценностей, прежде всего, ценностей семейных», – подчеркнул Сутырин.
Эксперт отметил, что это базис современного предложения миру, и это находит отклик у других стран. Все перечисленное, по мнению эксперта, как раз позволяет России претендовать на роль активного участника и, вероятно, даже лидера по выходу мира из кризиса развития.
Милитаризация в Восточной Европе
На прошедшей неделе министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил, что республика начала строительство временного заграждения из колючей проволоки на границе с Калининградской областью. Как отмечает Вадим Гигин, внутри Польши властям не удалось сплотить электорат и консолидировать граждан вокруг себя, а также раздуть шовинистскую тему. «Они смогли на почве ксенофобии раскрутить тему поддержки правящей партии, а также сбить протестную волну, которая наблюдалась осенью 2020 года. Напомню, тогда массовые уличные акции захлестнули Польшу. В следующем году у них пройдут выборы, однако избирательная кампания уже фактически идет. Вся эта тема с российско-польской границей нужна для того, чтобы постоянно подхлестывать ксенофобские настроения», – объясняет Гигин.
Политолог также считает, что только открытое противостояние с Россией позволило Варшаве избежать прямых обвинений внутри Евросоюза в нарушении основных принципов этого сообщества. «Если собрать политологов разных взглядов, подавляющее большинство из них скажет, что тот режим, который установлен сейчас в Польше, никак нельзя назвать демократическим. Демократия не ограничивается только процедурой бросания бюллетеня в урну, как в этом пытаются многих убедить. В Польше нет демократии даже в западном понимании этого слова», – подчеркивает он.
Тем временем заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Олег Гайдукевич обратил внимание на разрушение части мемориала «Курган дружбы», который расположен в Латвии рядом с границами России и Беларуси. «Мерзко, низко и подло. Власти Латвии снесли памятник освободителям, людям, которые спасли их страну от фашизма… Случившееся – показатель слабости латвийского государства», – считает Гайдукевич. «Правительство Латвии слабое, оно ничего не может и ни на что не влияет, а их мнение никого не интересует. Они могут только гавкать и сносить памятники. Свою экономику латыши не развивают, политические связи с Беларусью и Россией угробили. Даже Евросоюз не воспринимает Латвию, поскольку это страна-нахлебник», – подытожил политик.
Военное сотрудничество России и Беларуси
Вадим Гигин прокомментировал совместное задание коллегии министерств обороны Беларуси и России, в ходе которой глава оборонного Беларуси Виктор Хренин заявил, что Минск и Москва будут и дальше расширять военное сотрудничество. «Не понимаю, почему это вызывает удивление. В 1999 году был подписан Договор о создании Союзного государства, первая Военная доктрина была утверждена еще в 2001 году. О том, что у нас действует региональная группировка войск, известно давным-давно. Военная интеграция с Россией является частью нашей Концепции национальной безопасности. Ничего экстраординарного не происходит», – считает политолог. Он напомнил о том, что к югу от наших границ ведутся боевые действия, а к западу и северу разворачиваются части наступательной военной инфраструктуры. «В таких условиях то, что мы проводим учения, размещения войск, проверку их боевой готовности совместно с нашим главным стратегическим союзником, – это вполне естественно», – добавил Гигин.
Подготовил Александр Приходько