Выступление Посла России в Беларуси Дмитрия Мезенцева на экспертной сессии «Россия и Беларусь: будущее после пандемии»
Уважаемый Алексей Анатольевич! Уважаемый Григорий Алексеевич! Уважаемый Владимир Ильич! Уважаемые коллеги! Я хочу искренне поблагодарить за приглашение к такому содержательному и столь значимому для наших стран разговору.
Но также, если позволите, хочу вернуться к той повестке, к тому главному тезису сессии «Россия и Беларусь: будущее после пандемии». Если было б позволено организаторами, я бы вообще сказал — «Россия и Беларусь: совместное будущее после пандемии». Поддерживая в абсолютном большинстве те тезисы, которые уже очень профессиональные, очень яркие люди представили сегодня в рамках нашей сессии, хотел бы позволить себе обозначить ряд таких сюжетов и новелл, которые, возможно, тоже будут учтены при подготовке итоговых материалов, а, может быть, при организации нашей совместной, в том числе интеграционной, работы.
Если позволите, хотел бы сделать, предваряя краткое выступление, такое обозначение. Мне кажется, что рассматривать будущее двух стран после пандемии можно с обязательным учетом двух факторов: тех отношений, которые складываются у Республики Беларусь с Российской Федерацией, и тех отношений, которые складываются у Республики Беларусь с партнерами из Евросоюза, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и другими странами так называемой «дальней дуги».
Владимир Ильич очень подробно (он всегда блестяще подготовлен) и развернуто представил нам в том числе набор аргументов, которые характеризуют экономическое взаимодействие. Если позволите, у нас сегодня тот разговор, который, безусловно, захватывая и факторы внешней торговли, позволяет говорить о формировании философии нашего сотрудничества. Раз столь авторитетные организаторы нас собрали на этот разговор, значит мы, говоря о дне нынешнем, можем посмотреть и в день завтрашний.
Мы сегодня говорим об уникальном документе, которому чуть более двадцати лет — о Союзном договоре. Более того, вклад в этот документ, фундаментальный для наших стран, огромный вклад внес президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. И уже во исполнение договоренностей главы белорусского государства и президента России Владимира Владимировича Путина, с декабря 2018 года, на протяжении года ушедшего, шла очень плотная содержательная работа по так называемым дорожным картам. Потом они получили серьезное дополнение в своем статусе — они стали дорожными картами программы действий по реализации Союзного договора.
Хочу напомнить, что этот действительно стратегический документ, эта программа была подписана премьерами двух наших стран 6 сентября ушедшего года. Сейчас Владимир Ильич [Семашко] справедливо сказал, что практически 28 карт из 31 (мы говорим из тридцати плюс одной) были согласованы сторонами.
Этому предшествовали споры, недопонимания, порой конфликты представителей всех без исключения отраслевых министерств и ведомств двух государств. Но к декабрю ушедшего года очень многие споры казались малосущественными, о части тех содержательных профессиональных конфликтов уже можно было забыть. Сам факт этого взаимодействия, сам факт наработки уникального опыта взаимопонимания, тоже был не менее значимым результатом, чем выход на эти 28 карт.
Базовые вещи, которые там были обозначены, они были уникальны и значимы и для России, и для Беларуси:
• выход на единый рынок нефти и газа с 1 января 2023 года;
• определение единых подходов в организации проведения промышленной, сельскохозяйственной политики.
Сегодня Сергей Кимович [Рахманов] очень справедливо сказал, что вопросы техрегламентов, техрегулирования очень важны. Это тоже было прописано в дорожных картах.
Мы помним, сколь убежденно и, вкладывая душу в свое выступление, Михаил Владимирович Мишустин, тогда еще глава Федеральной налоговой службы, докладывал в Горках делегациям двух стран о том, каким он видит совместную работу по формированию и совершенствованию налогового законодательства.
Более того, в рамках и парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России, и в рамках встреч на площадке Форума регионов, который провели Валентина Ивановна Матвиенко и Михаил Владимирович Мясникович летом ушедшего года в Петербурге, тоже разговор шел, если не об унификации законодательства, то о сближении подходов, учете правоприменительной практики, нормотворчества, совместному анализу того, что удается сторонам сделать или не сделать.
Владимир Ильич [Семашко] отлично знает, как шли переговоры. Я тоже имел честь присутствовать на всех этапах заседания рабочих групп, так называемых заседаний групп Крутой-Орешкин. Мы помним те ожидания, и тот определенный эмоциональный подъем, с которым мы подходили к 20-летию Союзного договора. Мы ожидали, что с января текущего года переговоры продолжатся уже по формированию, по сути дела, единого рынка в рамках очень близкой, а в перспективе — единой, сквозной нормативной законодательной базы Союзного государства.
Что помешало? Помешало — на суд всех присутствующих скажу — может быть, не всегда возможность и готовность сторон сочетать национальный интерес с интересами единого рынка Союзного государства, неготовность сделать шаги в пользу будущего, с учетом минимального формального ущерба в отношении настоящего, в том числе экономического положения, оперативного пополнения национальных бюджетов.
Абсолютно убежден в том, что возвращение за стол переговоров по интеграционной повестке — один из важнейших факторов повышения совместной конкурентоспособности, устойчивости экономик и формирование совместной работы по тем приоритетам, в том числе в высоких секторах национальных экономик, без которых мы обойтись не можем. Мы говорим о COVID — это тоже ложится на те интеграционные задачи, которые сегодня, на мой взгляд, еще более актуальные, чем вчера.
Почему? Относительно недавно Александр Григорьевич Лукашенко, анализируя судьбу и Беларуси, и России — я своими словами скажу, но точно передаю смысл того, что сказал глава белорусского государства — отметил, что исторический период, который прошел после 1991 года, относительно невелик, и России, и Беларуси трудно определиться как самостоятельным суверенным государствам в той модели, которую они предъявляют миру.
Мы хорошо знаем, что Российская Федерация, и прежде всего президент Владимир Владимирович Путин, делают все возможное, чтобы многополярный мир был реальностью на планете. Такие усилия требуют экономического напряжения государства, огромных финансовых расходов, в том числе на поддержание оборонного потенциала не только России, но и всех членов ОДКБ. Мы хорошо понимаем, что все наши союзники прикрыты российским «ядерным зонтиком». Это тоже расходы бюджета.
При этом мы также должны понимать, что державы — мировые лидеры — я хотел обратить внимание на этот тезис — мировые лидеры в «постковидный» период будут стремиться упрочить свои лидирующие позиции. Это очевидная вещь. Чтобы упрочить свои лидирующие позиции, они будут предпринимать, я так полагаю, те шаги, которые будут в определенной степени «отнимать» у стран, которые не относятся к группе лидеров, их возможности, их конкурентоспособность, их «пребывание» на внешних рынках, их претензии и ожидания расширения внешнего товарооборота. Это будет «вымывание» тех возможностей в пользу стран — лидеров, которые прежде всего исходят из природы капиталистической организации мира, и, конечно, с учетом необходимости преодолевать «постковидный» период.
На мой взгляд, из этого исходит только один вывод: чем крепче будут союзнические отношения Беларуси и России, чем успешнее будет интеграционная работа, тем более страны — члены ЕАЭС смогут взять примеров интеграционной работы для себя, тем успешнее будут отношения в рамках ЕАЭС. Это единственное, как мы с вами знаем, интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Мы также хорошо помним, что Содружество Независимых Государств, переживая разные этапы, сохраняет плотность отношений, динамику. И сама фактура взаимодействия государств по десяткам направлений есть особая ценность, как и сотрудничество России и Беларуси — не только в рамках торговли нефти, торговли газом, поставок комбайнов друг другу, обеспечение локализации на совместных производствах, но и по десяткам других вопросов.
Я хотел бы, говоря об успехах экономического сотрудничества, также сказать, что мы сегодня видим, как успешно идет работа на строительстве Белорусской атомной станции. Владимир Ильич [Семашко] — уникальный человек, он во многом обеспечил те успехи и те результаты, которые станут основой введения станции в строй в следующем году. И при этом мы знаем, что сотрудничество Госкорпорации «Росатом», наших правительств, наших министерств финансов — уникально, по тем условиям, которые обеспечены сегодня, по взаимодействию, в том числе, в рамках кредитного сотрудничества, и по тем договоренностям, которые обеспечат вхождение Беларуси в группу стран, имеющих на своей территории мирный атом.
Это только один из примеров глобального сотрудничества и глобального успеха. Мы мало об этом говорим. Если взять российские и белорусские СМИ, порой, — что мы видим, что мы слышим? Не договорились по нефти, спорили первый квартал текущего года, к апрелю договорились, теперь — претензии по газу. Сейчас договариваются по газу. Почему мы сами вымываем, выдавливаем из поля наших отношений десятки результатов? Нашу совместную историю, наши совместные планы, сотрудничество в космосе, где во многом белорусы продвинулись даже больше, чем многие предприятия системы «Роскосмос»? Почему мы не говорим о том, что это тоже возвращает в бюджеты двух наших стран реальный результат — прикладными финансами, прикладными доходами? Почему мы не говорим о многих других позициях?
Сегодня мы, порой, говорим однобоко. И если COVID-19 заставляет нас задумываться о нашем совместном будущем, то оно не может быть успешным — если мы сплоченно не будем готовы реагировать на эти вызовы и на те, которые появятся. Один из них я обозначил — будет нарастать давление внешних игроков.
Вчера обнародовано заявление Посольств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и ряда стран Евросоюза, которые аккредитованы здесь, в Минске. Это заявление касается того, как Беларусь должна организовать свои президентские выборы.
Я — не как посол — хотел бы сказать, что этот текст, по меньшей мере, напоминает учебник, который должен читать внимательный ученик и — не дай Бог — он не последует тому, что там написано. Обращение в такой форме к суверенному независимому государству, активному и очень успешному участнику значительного числа международных объединений и организаций, на этом этапе выглядит странно.
Но там есть еще один пункт. Он призывает Беларусь обеспечить свободные выборы, не допуская вмешательства извне. Очень несложно прочитать, на какое вмешательство рассчитывают наши европейские, американские и британские коллеги. Совершенно понятно, что это, в том числе, элемент большой игры, которая, во многом, пишется по кальке Збигнева Бжезинского. Он еще в середине 1990-х годов написал, что «сначала нам нужно оторвать Украину от России, потом Беларусь, а страны Центральной Азии сами определятся, но мы будем этому помогать уже в более поздний период».
Совершенно справедливо отметили коллеги, которые выступали до меня, что, говоря о совместном сотрудничестве, мы имеем безусловные резоны — во благо безопасности государства и наших граждан — помнить о наших союзнических и оборонных обязательствах. И когда мы бесконечно спорим, в том числе — прав Владимир Ильич [Семашко] — по таким смешным темам, как снятие с дегустации 50 килограммов белорусской продукции на продовольственной выставке в Москве. Мы нашим людям, нашим гражданам не даем позитивного примера. Китайцы любят говорить, что пример других всегда заразителен и такая модель не всегда, может быть, требует каких-то указаний, каких-то поручений. Люди сами для себя определяют, как им жить, как им голосовать, кто для них по-настоящему тот ориентир и маяк, за которым они готовы идти.
Мы видим тысячи примеров на белорусской земле. Мы видим, как ладно устроен быт людей, мы видим социальную политику государства, мы действительно с уважением относимся к нашим братьям. И мы также понимаем, что становление государственности Беларуси, которое, прежде всего, есть успех национального лидера, который 25 лет руководит республикой — это уникальный результат и это уникальный проект. Но мы также хотим, чтобы белорусы в рамках Союзного государства понимали огромный рынок как единый.
И здесь Владимир Ильич [Семашко] справедливо говорил о готовности поставлять продукцию в десятки стран.
Но, Владимир Ильич [Семашко], также скажу вам, что сегодня в Крыму ждут продукцию ведущих промышленных предприятий республики, но она не может прийти туда по ряду, на мой взгляд, надуманных, искусственных предлогов и препятствий. Если мы говорим о расширении рынка, то надо быть предельно открытыми и честными, и говорить о тех барьерах, которые существуют на фундаменте политических нюансов и политической конъюнктуры.
Разговор, который сегодня здесь идет под руководством наших уважаемых организаторов важно поддержать тезисом Сергея Кимовича [Рахманов]. Необходимо, как можно более, привлекать экспертное сообщество к разговору. Но не только представителей академических институтов, высшей школы, высоких представителей отраслевых министерств. Нужно больше говорить еще по горизонтали, по формату «регион-регион», город-побратим, по формату предприятий, бизнес-объединений, творческих союзов.
Мы сегодня не говорим о клубной работе, мы сегодня не говорим о том, что нас привлекает. Думаю, что россияне, может быть, не добились того, чтобы белорусы чувствовали Союзное государство единым Отечеством, той территорией, которая им одинаково близка — Сибири, Дальнему Востоку, Русскому Северу, Северному Кавказу. Это основание, чтобы подумать об этом и сделать в этом плане куда больше шагов.
COVID-19, в соответствии с жесточайшими рекомендациями ВОЗа определенным образом ограничил передвижение людей, усложнил перелеты и возвращение домой как белорусов, так и россиян. Мы тоже содействовали этому. Помогал МИД Белоруссии, помогал МИД России, этим занимались десятки руководителей, в том числе, на уровне Премьера российского Правительства Михаила Владимировича Мишустина, вице-премьеров Голиковой Татьяны Алексеевны, Оверчука Алексея Логвиновича, руководителя Росавиации и так далее. Не все получилось, и на самом деле мы не всегда, особенно в первые дни, были к этому готовы. Но никогда не было политического умысла кого-то обидеть, поступить сознательно неловко (посчитав, что россияне «лучше», чем белорусы). Такого не было. Мы сейчас это осознаем, делаем «работу над ошибками», но еще раз говорим о том, что статус гражданина Союзного государства, потенциально прописанный в этом уникальном договоре, практически не был отработан за эти 20 лет. Если бы он был отработан, не было бы никаких проблем по вывозу людей из дальних стран, в том числе, из Юго-Восточной Азии. Мы бы подтверждали наше союзничество, наше братство не только на бумаге, не только, порой, чрезмерно декларируя и мало делая для поддержки, в том числе, отношений в торгово-экономической сфере, а делая реально и ощущая себя обязанными друг перед другом.
В завершение хочу сказать, что с благодарностью принял назначение к работе в белорусской столице и буквально вчера отмечал ровно год своей работы в Минске. Не было ни одного дня, чтобы мы не находили взаимопонимания с партнерами, которые очень умело, последовательно, профессионально и грамотно защищают свой интерес. Если мы научимся с огромным уважением относиться к интересам друг друга, порой, переступая через национальный интерес в пользу совместного, мы точно будем сильнее, особенно в «постковидный» период. Искренне благодарю за приглашение и спасибо за внимание. Спасибо.
Опубликовано на сайте Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь.
Но также, если позволите, хочу вернуться к той повестке, к тому главному тезису сессии «Россия и Беларусь: будущее после пандемии». Если было б позволено организаторами, я бы вообще сказал — «Россия и Беларусь: совместное будущее после пандемии». Поддерживая в абсолютном большинстве те тезисы, которые уже очень профессиональные, очень яркие люди представили сегодня в рамках нашей сессии, хотел бы позволить себе обозначить ряд таких сюжетов и новелл, которые, возможно, тоже будут учтены при подготовке итоговых материалов, а, может быть, при организации нашей совместной, в том числе интеграционной, работы.
Если позволите, хотел бы сделать, предваряя краткое выступление, такое обозначение. Мне кажется, что рассматривать будущее двух стран после пандемии можно с обязательным учетом двух факторов: тех отношений, которые складываются у Республики Беларусь с Российской Федерацией, и тех отношений, которые складываются у Республики Беларусь с партнерами из Евросоюза, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и другими странами так называемой «дальней дуги».
Владимир Ильич очень подробно (он всегда блестяще подготовлен) и развернуто представил нам в том числе набор аргументов, которые характеризуют экономическое взаимодействие. Если позволите, у нас сегодня тот разговор, который, безусловно, захватывая и факторы внешней торговли, позволяет говорить о формировании философии нашего сотрудничества. Раз столь авторитетные организаторы нас собрали на этот разговор, значит мы, говоря о дне нынешнем, можем посмотреть и в день завтрашний.
Мы сегодня говорим об уникальном документе, которому чуть более двадцати лет — о Союзном договоре. Более того, вклад в этот документ, фундаментальный для наших стран, огромный вклад внес президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. И уже во исполнение договоренностей главы белорусского государства и президента России Владимира Владимировича Путина, с декабря 2018 года, на протяжении года ушедшего, шла очень плотная содержательная работа по так называемым дорожным картам. Потом они получили серьезное дополнение в своем статусе — они стали дорожными картами программы действий по реализации Союзного договора.
Хочу напомнить, что этот действительно стратегический документ, эта программа была подписана премьерами двух наших стран 6 сентября ушедшего года. Сейчас Владимир Ильич [Семашко] справедливо сказал, что практически 28 карт из 31 (мы говорим из тридцати плюс одной) были согласованы сторонами.
Этому предшествовали споры, недопонимания, порой конфликты представителей всех без исключения отраслевых министерств и ведомств двух государств. Но к декабрю ушедшего года очень многие споры казались малосущественными, о части тех содержательных профессиональных конфликтов уже можно было забыть. Сам факт этого взаимодействия, сам факт наработки уникального опыта взаимопонимания, тоже был не менее значимым результатом, чем выход на эти 28 карт.
Базовые вещи, которые там были обозначены, они были уникальны и значимы и для России, и для Беларуси:
• выход на единый рынок нефти и газа с 1 января 2023 года;
• определение единых подходов в организации проведения промышленной, сельскохозяйственной политики.
Сегодня Сергей Кимович [Рахманов] очень справедливо сказал, что вопросы техрегламентов, техрегулирования очень важны. Это тоже было прописано в дорожных картах.
Мы помним, сколь убежденно и, вкладывая душу в свое выступление, Михаил Владимирович Мишустин, тогда еще глава Федеральной налоговой службы, докладывал в Горках делегациям двух стран о том, каким он видит совместную работу по формированию и совершенствованию налогового законодательства.
Более того, в рамках и парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России, и в рамках встреч на площадке Форума регионов, который провели Валентина Ивановна Матвиенко и Михаил Владимирович Мясникович летом ушедшего года в Петербурге, тоже разговор шел, если не об унификации законодательства, то о сближении подходов, учете правоприменительной практики, нормотворчества, совместному анализу того, что удается сторонам сделать или не сделать.
Владимир Ильич [Семашко] отлично знает, как шли переговоры. Я тоже имел честь присутствовать на всех этапах заседания рабочих групп, так называемых заседаний групп Крутой-Орешкин. Мы помним те ожидания, и тот определенный эмоциональный подъем, с которым мы подходили к 20-летию Союзного договора. Мы ожидали, что с января текущего года переговоры продолжатся уже по формированию, по сути дела, единого рынка в рамках очень близкой, а в перспективе — единой, сквозной нормативной законодательной базы Союзного государства.
Что помешало? Помешало — на суд всех присутствующих скажу — может быть, не всегда возможность и готовность сторон сочетать национальный интерес с интересами единого рынка Союзного государства, неготовность сделать шаги в пользу будущего, с учетом минимального формального ущерба в отношении настоящего, в том числе экономического положения, оперативного пополнения национальных бюджетов.
Абсолютно убежден в том, что возвращение за стол переговоров по интеграционной повестке — один из важнейших факторов повышения совместной конкурентоспособности, устойчивости экономик и формирование совместной работы по тем приоритетам, в том числе в высоких секторах национальных экономик, без которых мы обойтись не можем. Мы говорим о COVID — это тоже ложится на те интеграционные задачи, которые сегодня, на мой взгляд, еще более актуальные, чем вчера.
Почему? Относительно недавно Александр Григорьевич Лукашенко, анализируя судьбу и Беларуси, и России — я своими словами скажу, но точно передаю смысл того, что сказал глава белорусского государства — отметил, что исторический период, который прошел после 1991 года, относительно невелик, и России, и Беларуси трудно определиться как самостоятельным суверенным государствам в той модели, которую они предъявляют миру.
Мы хорошо знаем, что Российская Федерация, и прежде всего президент Владимир Владимирович Путин, делают все возможное, чтобы многополярный мир был реальностью на планете. Такие усилия требуют экономического напряжения государства, огромных финансовых расходов, в том числе на поддержание оборонного потенциала не только России, но и всех членов ОДКБ. Мы хорошо понимаем, что все наши союзники прикрыты российским «ядерным зонтиком». Это тоже расходы бюджета.
При этом мы также должны понимать, что державы — мировые лидеры — я хотел обратить внимание на этот тезис — мировые лидеры в «постковидный» период будут стремиться упрочить свои лидирующие позиции. Это очевидная вещь. Чтобы упрочить свои лидирующие позиции, они будут предпринимать, я так полагаю, те шаги, которые будут в определенной степени «отнимать» у стран, которые не относятся к группе лидеров, их возможности, их конкурентоспособность, их «пребывание» на внешних рынках, их претензии и ожидания расширения внешнего товарооборота. Это будет «вымывание» тех возможностей в пользу стран — лидеров, которые прежде всего исходят из природы капиталистической организации мира, и, конечно, с учетом необходимости преодолевать «постковидный» период.
На мой взгляд, из этого исходит только один вывод: чем крепче будут союзнические отношения Беларуси и России, чем успешнее будет интеграционная работа, тем более страны — члены ЕАЭС смогут взять примеров интеграционной работы для себя, тем успешнее будут отношения в рамках ЕАЭС. Это единственное, как мы с вами знаем, интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Мы также хорошо помним, что Содружество Независимых Государств, переживая разные этапы, сохраняет плотность отношений, динамику. И сама фактура взаимодействия государств по десяткам направлений есть особая ценность, как и сотрудничество России и Беларуси — не только в рамках торговли нефти, торговли газом, поставок комбайнов друг другу, обеспечение локализации на совместных производствах, но и по десяткам других вопросов.
Я хотел бы, говоря об успехах экономического сотрудничества, также сказать, что мы сегодня видим, как успешно идет работа на строительстве Белорусской атомной станции. Владимир Ильич [Семашко] — уникальный человек, он во многом обеспечил те успехи и те результаты, которые станут основой введения станции в строй в следующем году. И при этом мы знаем, что сотрудничество Госкорпорации «Росатом», наших правительств, наших министерств финансов — уникально, по тем условиям, которые обеспечены сегодня, по взаимодействию, в том числе, в рамках кредитного сотрудничества, и по тем договоренностям, которые обеспечат вхождение Беларуси в группу стран, имеющих на своей территории мирный атом.
Это только один из примеров глобального сотрудничества и глобального успеха. Мы мало об этом говорим. Если взять российские и белорусские СМИ, порой, — что мы видим, что мы слышим? Не договорились по нефти, спорили первый квартал текущего года, к апрелю договорились, теперь — претензии по газу. Сейчас договариваются по газу. Почему мы сами вымываем, выдавливаем из поля наших отношений десятки результатов? Нашу совместную историю, наши совместные планы, сотрудничество в космосе, где во многом белорусы продвинулись даже больше, чем многие предприятия системы «Роскосмос»? Почему мы не говорим о том, что это тоже возвращает в бюджеты двух наших стран реальный результат — прикладными финансами, прикладными доходами? Почему мы не говорим о многих других позициях?
Сегодня мы, порой, говорим однобоко. И если COVID-19 заставляет нас задумываться о нашем совместном будущем, то оно не может быть успешным — если мы сплоченно не будем готовы реагировать на эти вызовы и на те, которые появятся. Один из них я обозначил — будет нарастать давление внешних игроков.
Вчера обнародовано заявление Посольств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и ряда стран Евросоюза, которые аккредитованы здесь, в Минске. Это заявление касается того, как Беларусь должна организовать свои президентские выборы.
Я — не как посол — хотел бы сказать, что этот текст, по меньшей мере, напоминает учебник, который должен читать внимательный ученик и — не дай Бог — он не последует тому, что там написано. Обращение в такой форме к суверенному независимому государству, активному и очень успешному участнику значительного числа международных объединений и организаций, на этом этапе выглядит странно.
Но там есть еще один пункт. Он призывает Беларусь обеспечить свободные выборы, не допуская вмешательства извне. Очень несложно прочитать, на какое вмешательство рассчитывают наши европейские, американские и британские коллеги. Совершенно понятно, что это, в том числе, элемент большой игры, которая, во многом, пишется по кальке Збигнева Бжезинского. Он еще в середине 1990-х годов написал, что «сначала нам нужно оторвать Украину от России, потом Беларусь, а страны Центральной Азии сами определятся, но мы будем этому помогать уже в более поздний период».
Совершенно справедливо отметили коллеги, которые выступали до меня, что, говоря о совместном сотрудничестве, мы имеем безусловные резоны — во благо безопасности государства и наших граждан — помнить о наших союзнических и оборонных обязательствах. И когда мы бесконечно спорим, в том числе — прав Владимир Ильич [Семашко] — по таким смешным темам, как снятие с дегустации 50 килограммов белорусской продукции на продовольственной выставке в Москве. Мы нашим людям, нашим гражданам не даем позитивного примера. Китайцы любят говорить, что пример других всегда заразителен и такая модель не всегда, может быть, требует каких-то указаний, каких-то поручений. Люди сами для себя определяют, как им жить, как им голосовать, кто для них по-настоящему тот ориентир и маяк, за которым они готовы идти.
Мы видим тысячи примеров на белорусской земле. Мы видим, как ладно устроен быт людей, мы видим социальную политику государства, мы действительно с уважением относимся к нашим братьям. И мы также понимаем, что становление государственности Беларуси, которое, прежде всего, есть успех национального лидера, который 25 лет руководит республикой — это уникальный результат и это уникальный проект. Но мы также хотим, чтобы белорусы в рамках Союзного государства понимали огромный рынок как единый.
И здесь Владимир Ильич [Семашко] справедливо говорил о готовности поставлять продукцию в десятки стран.
Но, Владимир Ильич [Семашко], также скажу вам, что сегодня в Крыму ждут продукцию ведущих промышленных предприятий республики, но она не может прийти туда по ряду, на мой взгляд, надуманных, искусственных предлогов и препятствий. Если мы говорим о расширении рынка, то надо быть предельно открытыми и честными, и говорить о тех барьерах, которые существуют на фундаменте политических нюансов и политической конъюнктуры.
Разговор, который сегодня здесь идет под руководством наших уважаемых организаторов важно поддержать тезисом Сергея Кимовича [Рахманов]. Необходимо, как можно более, привлекать экспертное сообщество к разговору. Но не только представителей академических институтов, высшей школы, высоких представителей отраслевых министерств. Нужно больше говорить еще по горизонтали, по формату «регион-регион», город-побратим, по формату предприятий, бизнес-объединений, творческих союзов.
Мы сегодня не говорим о клубной работе, мы сегодня не говорим о том, что нас привлекает. Думаю, что россияне, может быть, не добились того, чтобы белорусы чувствовали Союзное государство единым Отечеством, той территорией, которая им одинаково близка — Сибири, Дальнему Востоку, Русскому Северу, Северному Кавказу. Это основание, чтобы подумать об этом и сделать в этом плане куда больше шагов.
COVID-19, в соответствии с жесточайшими рекомендациями ВОЗа определенным образом ограничил передвижение людей, усложнил перелеты и возвращение домой как белорусов, так и россиян. Мы тоже содействовали этому. Помогал МИД Белоруссии, помогал МИД России, этим занимались десятки руководителей, в том числе, на уровне Премьера российского Правительства Михаила Владимировича Мишустина, вице-премьеров Голиковой Татьяны Алексеевны, Оверчука Алексея Логвиновича, руководителя Росавиации и так далее. Не все получилось, и на самом деле мы не всегда, особенно в первые дни, были к этому готовы. Но никогда не было политического умысла кого-то обидеть, поступить сознательно неловко (посчитав, что россияне «лучше», чем белорусы). Такого не было. Мы сейчас это осознаем, делаем «работу над ошибками», но еще раз говорим о том, что статус гражданина Союзного государства, потенциально прописанный в этом уникальном договоре, практически не был отработан за эти 20 лет. Если бы он был отработан, не было бы никаких проблем по вывозу людей из дальних стран, в том числе, из Юго-Восточной Азии. Мы бы подтверждали наше союзничество, наше братство не только на бумаге, не только, порой, чрезмерно декларируя и мало делая для поддержки, в том числе, отношений в торгово-экономической сфере, а делая реально и ощущая себя обязанными друг перед другом.
В завершение хочу сказать, что с благодарностью принял назначение к работе в белорусской столице и буквально вчера отмечал ровно год своей работы в Минске. Не было ни одного дня, чтобы мы не находили взаимопонимания с партнерами, которые очень умело, последовательно, профессионально и грамотно защищают свой интерес. Если мы научимся с огромным уважением относиться к интересам друг друга, порой, переступая через национальный интерес в пользу совместного, мы точно будем сильнее, особенно в «постковидный» период. Искренне благодарю за приглашение и спасибо за внимание. Спасибо.
Опубликовано на сайте Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь.