Новости

Эксперты Евразийского и Европейского союзов обсудили пути нормализации отношений

Эксперты Евразийского и Европейского союзов обсудили пути нормализации отношений

12 сентября в Институте Европы РАН состоялся экспертный семинар «Взаимодействие интеграционных проектов в Евразии: ЕАЭС, ЕС, «Пояс и путь». В ходе мероприятия между экспертами и дипломатами из России, Беларуси, Бельгии, ЕАЭС и ЕС завязалась острая дискуссия по вопросу будущего взаимодействия евразийских и европейских интеграционных проектов. В результате были сформулированы ключевые факторы, осложняющие отношения ЕС и ЕАЭС.
Экспертный семинар прошел в формате off the record для свободного обмена мнениями между аналитиками и дипломатами. В мероприятии приняли участие заместитель Министра иностранных дел России Александр Грушко, Член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, директор Института Европы РАН, председатель Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко Алексей Громыко, посол Европейского союза в России Маркус Эдерер, ведущие эксперты из России, Беларуси и Бельгии.

Организаторами встречи выступили Институт Европы РАН и Королевский институт международных отношений – Эгмонт (Бельгия) при поддержке Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А.Громыко.

Общий вывод дискуссии – в обозримой перспективе маловероятно преодоление базовых противоречий в отношениях ЕАЭС и ЕС. Евросоюз не готов признать в лице Евразийского экономического союза партнера для диалога по политическим причинам. Эксперты отмечают возможность конструктивного взаимодействия в сфере технических стандартов, инфраструктурной и транспортной связанности в регионах Восточной Европы и Центральной Азии. Однако это взаимодействие будет ограниченным, пока ЕС и ЕАЭС не придут к выработке рамочных правил взаимодействия в регионах общего соседства.

Важным стало участие в дискуссии белорусских экспертов в свете председательства Беларуси в органах ЕАЭС в 2020 г. Они проинформировали коллег из ЕС о ключевом значении для экономического развития Беларуси Союзного государства, своих взглядах на будущее Евразийского союза и оценках перспектив взаимодействия с интеграционными инициативами Китая и ЕС.

Предлагаем вниманию читателей ряд экспертных оценок без прямых цитат.

Представители Европейского союза отметили:

  • Политические отношения ЕС и России находятся в стадии «заморозки». В силу разного уровня интеграции и текущих экономических возможностей ЕС не воспринимает ЕАЭС в качестве партнера. Для изменения ситуации также следует скорректировать «политический климат» путем реализации Минских соглашений. В качестве положительного фактора для такой корректировки выступает приход к власти на Украине Владимира Зеленского и возобновление диалога в Нормандском формате.
  • России и ЕС требуется разработать «кодекс поведения» в отношении стран, не являющимися членами интеграционных организаций. Отрицательным примером такого взаимодействия стала Сербия, проводящая переговоры о зоне свободной торговли с ЕАЭС, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Брюссель воспринимает переговоры ЕАЭС и Белграда как вмешательство в сербско-европейские дела. Это значительно осложняет ситуацию в регионе, а ЕС продолжает считать безальтернативным европейский путь Балканских стран.
  • ЕС следует искать точки соприкосновения с Россией для противостояния растущему влиянию Китая в Центральной Азии. Именно центральноазиатский регион рассматривается Брюсселем в качестве наиболее предпочтительного для развития взаимосвязанности России и ЕС. Несмотря на отказ ЕС от формального сотрудничества с ЕАЭС, сугубо экономическое взаимодействие рассматривается как перспективное в Центральной Азии. В то же время, сопряжение ЕАЭС и китайского «Пояса и пути» видится Брюсселю не столь безоблачным, поскольку Казахстан и Кыргызстан склонны развивать взаимодействие с Пекином на двустороннем уровне.

Представители Евразийского союза отметили:
  • Представления о Евразийском экономическом союзе в настоящее время подвержены излишней мифологизации. Утверждается, что союз недемократичен и не отражает волю граждан стран-участниц. Однако социологические исследования агентства «Евразийский монитор», проводившиеся по заказу Евразийского банка развития, отражают устойчивый уровень общественной поддержки интеграции. Членство в ЕАЭС одобряют 50% граждан Армении, 56% – Беларуси, 68% – России. В Казахстане и Кыргызстане соответствующий показатель составляет 76% и 83% соответственно.
  • На фоне отсутствия взаимодействия между ЕАЭС и ЕС в белорусско-европейских отношениях накопился определенный багаж проблем. Белорусская сторона ожидает отхода ЕС от ограничительной политики и формирования новой базы взаимоотношений. Слаба институциональная база взаимодействия (вопрос вступления Беларуси в Совет Европы по-прежнему заморожен). Отсутствие отношений на уровне ЕАЭС-ЕС препятствует развитию взаимодействия между Минском и Брюсселем. Участие Беларуси в ЕАЭС и Союзном государстве останется ключевым приоритетом во внешней политике.
  • ЕС применяет двойные стандарты, препятствуя сближению стран Восточной Европы с ЕАЭС. В частности, критике ЕС подвергается Сербия, ведущая переговоры с ЕАЭС по соглашению о Зоне свободной торговли. Примечательно, что Сербия не является членом ЕС, проводя переговоры с ЕАЭС. В то же время, ЕС заключил соглашение с Арменией в тот период, когда республика уже являлась членом ЕАЭС. Противоречивая позиция Брюсселя не способствует сближению и диалогу двух интеграционных объединений. Тем не менее, ЕАЭС открыт к диалогу и взаимодействию. Начать нужно с признания ЕАЭС в качестве международного субъекта, как это сделал Китай, и выработки рамочных правил взаимодействия на уровне ЕАЭС-ЕС, в том числе в регионах общего соседства.