АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

МОЛДОВА В УСЛОВИЯХ НАСЛОЕНИЯ КРИЗИСОВ:

БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ НОВОЙ ВОЙНЫ?

В докладе АВИ анализируются актуальные экономические, демографические и культурные факторы,

влияющие на политические процессы в Молдове.

Бороденко М.М., Межевич Н.М., Приходько А.А. Молдова в условиях наслоения кризисов: балансирование на грани новой войны? Аналитический доклад. М.: Издательство «Весь Мир», 2025. – 16 с.

PDF-версия доклада доступна по ссылке.
АВТОРЫ ДОКЛАДА
  • МЕЖЕВИЧ
    Николай Маратович
    Исполнительный директор
    АВИ имени А.А. Громыко,
    руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН,
    д. экон. н., проф.
  • БОРОДЕНКО
    Максим Максимович
    Советник исполнительного директора АВИ имени А.А. Громыко, м.н.с. Центра постсоветских исследований Института Экономики РАН.
  • ПРИХОДЬКО
    Александр Александрович
    Советник исполнительного директора
    АВИ имени А.А. Громыко, м.н.с. Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН.

ОТ АВТОРОВ


Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко и Институт Европы РАН при участии и поддержке коллег из Института экономики РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН и ряда других организаций из России и Молдовы ведёт аналитическую работу по исследованию актуальной ситуации в Республике Молдова.

В рамках постсоветских исследований изучение Молдовы никогда не было приоритетом. Количество научной информации по Украине было многократно больше, что, впрочем, не очень помогло при принятии управленческих решений. Беларусь и даже страны Прибалтики оказались больше в фокусе внимания российских исследователей. Конечно же, отдельные исключения имели место. В Институте Европы ещё в 2007 г. вышла в свет монография Д.Е. Фурмана «Молдавские молдаване и молдавские румыны», которая и сегодня читается как сбывшийся прогноз.*

Можно вспомнить ещё не менее 15 работ аналогичного класса, но разве этого можно считать достаточным для понимания политических и экономических процессов в стране, которая по-прежнему связана с российскими интересами? Колебания внешнеполитического курса Республики Молдова в последние годы скорее подчёркивают актуальность страноведческих исследований, что, однако, не подтверждается количеством и качеством работ по данной проблематике.

Неоднозначные для действующего молдавского руководства результаты голосования, остановка газового транзита через Украину, политический кризис по итогам выборов в Румынии и рост вероятности возобновления вооружённого противостояния в Приднестровье — всё это факторы, обусловившие актуальность данного текста.

Особое, очень большое значение для политического курса Молдовы имеет ситуация вокруг Украины. От квазинейтралитета 2022–2023 гг. Молдова перешла к демонстративно проукраинской позиции. Однако эволюция ситуации в военной и дипломатической сферах заставляет Кишинёв несколько сдерживать антироссийские действия и риторику. В 2025 г. в республике должны пройти парламентские выборы. Учитывая специфику конституционного устройства, это событие имеет принципиально важное значение для внешней и внутренней политики страны.

Предлагаем ознакомиться с ключевыми тезисами и выводами.

*Молдавские молдаване и молдавские румыны (Влияние особенностей националь- ного сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова) / Д. Е. Фурман. – М. : Ин-т Европы РАН, 2007. – 113 с.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО


Республика Молдова — находящееся в глубоком кризисе государство, в котором общество разделилось почти пополам по всем ключевым социально-политическим вопросам. Это в очередной раз подтвердили еврореферендум и результаты второго тура президентских выборов, где Майя Санду победила с перевесом в 179 тыс. голосов. Примечательно, что внутри страны с перевесом в 36 тыс. голосов победу одержал Александр Стояногло, но на зарубежных участках Санду обошла соперника с перевесом в 215 тыс. голосов.

Граждане Молдовы, проживающие в западных странах, внесли решающий вклад в победу Санду и еврокурса. В будущих избирательных кампаниях, в том числе и предстоящих парламентских выборах 2025 г., роль диаспоры возрастёт, и это цифры, которые перекрыть нечем. За Санду закрепился устойчивый образ «президента диаспоры».*

Резонансным в 2024 г. стало решение молдавской стороны о сокращении количества избирательных участков в России. Их стало только два при посольстве в Москве, куда завезли 10 тыс. бюллетеней. С одной стороны, их не хватило для обеспечения участия всех молдавских избирателей, изъявивших желание посетить выборы (на московских участках смогли проголосовать 9 998 человек, полностью выработав лимит). С другой стороны, молдаване, являясь достаточно крупной иностранной диаспорой в России, ранее не демонстрировали значимого интереса к внутриполитическому процессу в своей стране, и вряд ли дополнительные голоса молдован в России смогли бы серьёзно повлиять на ситуацию. Москва системно не занималась мобилизацией этого ресурса ни в 2024 г., ни в предыдущие периоды.

Например, в 2020 г. в России в разных городах работали 17 избирательных участков, в которые были завезены 85 тыс. бюллетеней, но в выборах приняли участие 14 тыс. граждан Молдовы, 71 тыс. бюллетеней были аннулированы. Конкретно на участки в Москву в 2020 г. было завезено 35 тыс. бюллетеней, в голосовании приняли участие 10 тыс. молдаван, проживающих в столичном регионе России. На президентских выборах в 2016 г., на которых соревновались И. Додон и М. Санду, на 8 участках в разных городах России проголосовало всего 4,6 тыс. молдавских избирателей.

Контрастирует и внутренняя электоральная география. За М. Санду и конституционные поправки проголосовал центр страны, включая Кишинёв, за А. Стояногло — север и юг, включая Гагаузию и ПМР.

Постепенно происходит трансформация идентичности молдован с дрейфом в сторону Европы. Поэтому ошибочно отождествлять обладающего румынским гражданством А. Стояногло с курсом на сближение с Москвой. Напротив, перед вторым туром кандидат дистанцировался от темы взаимоотношений с Россией. Итог второго тура не отображает его рейтинг, а скорее демонстрирует антирейтинг М. Санду. Реальный рейтинг Стояногло показал первый тур — 25,9%.

Изменения в мировоззрении населения наблюдаются, прежде всего, в среде молдавской молодёжи. Всё больше жителей принимают прозападный курс по нескольким причинам:

  1. молодое поколение хуже владеет русским языком из-за сокращения русскоязычных школ и детсадов;
  2. исчезает экономическая основа взаимодействия;
  3. сокращаются миграционные взаимосвязи с Россией (см. табл. 1).
Таблица 1. Въехавшие в Россию граждане Молдовы с 2010 г. по IV кв. 2024 г.
Источник: ЕМИСС. Государственная статистика России.
По инициативе Кишинёва в 2022 г. были прекращены прямые рейсы в Россию, из-за чего попасть в страну можно либо на автобусах через Польшу и Прибалтику, что долго и неудобно, либо на самолёте с пересадками (чаще в Турции, Армении или Азербайджане), что дорого. В таких условиях молдаванам экономически выгоднее ехать на заработки или с туристическими целями в страны ЕС. Видится завышенной регулярно озвучиваемая в СМИ численность молдован в нашей стране (около 500 тыс.). По данным МВД России, в 2021 г. на миграционный учёт в России встали 209 тыс. молдован, а сняты с миграционного учёта — 167 тыс. (разница 42 тыс.); с РВП в России проживало 12 тыс. граждан Молдовы, с ВНЖ — 19 тыс., имели патенты на работу 18 тыс.

«Западный» и «восточный» курсы — предмет идеологического раскола в молдавском обществе, при том что восточный вектор никогда не был доминирующим в молдавском политическом дискурсе. В этой ситуации Москве следует ставить на балансирующие национально ориентированные силы, которые поддерживают идею взаимодействия как с Россией, так и со странами Евросоюза.

Логика политического поведения детерминирована «фронтирной идентичностью» Молдовы — малого, «порубежного» и зависимого государства — проявляется в доминировании тактических решений. Для элит Молдовы отсутствие стратегических основ политики естественно, из чего следует отсутствие жёсткой идеологизированности и реальной, а не демонстративной убеждённости в правильности еврокурса. Нынешняя антироссийская политика Кишинёва скорее связана с «выкручиванием рук», полной отрезанностью республики от России, а также близостью к ЕС и НАТО.

Перспективы молдавского направления внешней политики России напрямую зависят от параметров завершения украинского кризиса. Решение конфликта в пользу России предопределит корректировку внутренней и внешнеполитической позиции Кишинёва даже при действующей молдавской администрации, которая ещё в начале прошлой каденции предпринимала усилия по налаживанию связей с Москвой.

Наблюдается активизация западных структур «мягкого» влияния в работе с местной молодёжью. Если в докризисном 2019 г. западные страны и институты (ЕС) совокупно проспонсировали гранты на сумму 276,3 млн долл., то в 2022 г. — 517,9 млн долл., а в 2023 г. — 610,8 млн долл. (см. табл. 2 и рис. 1). Часть средств была направлена на противодействие «российской пропаганде». Эксперты отмечают рост количества сообществ в социальных сетях, которые продвигают евро- и украинофильские нарративы, прежде всего на русском языке.

ЭКОНОМИКА


Молдова за последние пару лет сумела полностью переформатировать свою экономическую систему, перестроив её на «реэкспортный формат» в контексте украинского кризиса. Республика стала одним из ключевых мостов между странами Европы и Украиной: через Молдову в Румынию и другие страны ЕС вывозится украинская сельхозпродукция и другие товары, а на Украину доставляется топливо и военная помощь. Вместе с тем украинское экспертное сообщество крайне низко оценивает роль и пользу Кишинёва для Украины в военном противостоянии с Россией.

Последние годы идёт активное строительство и модернизация транспортного коридора Украина—Молдова—Румыния, который позволит Киеву сохранить выход к морю при любых условиях завершения конфликта (прежде всего через румынский порт Констанца). В этой системе Молдова играет ключевую роль.

Почти полностью прекращены экономические связи региона с Россией. Снятие ограничений и упрощение доступа молдавской продукции на российский рынок в 2016–2022 гг. не дали импульсов к росту экспорта молдавских товаров в Россию. В новой конфигурации внешней торговли граждане Молдовы и местные предприятия проигрывают, экспорт падает, как и производство местной продукции. На этом фоне усиливается депопуляция страны: население продолжает активно уезжать за рубеж, прежде всего в западные страны. Так, если в 2010 г. численность населения Молдовы составляла 3,56 млн чел., после переписи 2014 г. — 2,91 млн чел., в 2024 г. — 2,44 млн чел.*

* Укажем и на то, что нахождение того или иного человека в государственном регистре совсем не означает пребывания его на территории государства. Практики Литвы или Латвии свидетельствует о том, что эта разница может составлять до 15%.

До недавнего времени единственным действенным рычагом влияния Москвы на молдавскую экономику была энергетика. С 1 января 2025 г. «Газпром» прекратил поставки газа в Молдову. Формальным поводом стал отказ Кишинёва покрывать задолженность за ранее потреблённый газ в размере 709 млн долл. Однако настоящей причиной является отсутствие технической возможности поставлять «голубое топливо» в республику. Весь газ, который Россия продавала в Молдову, транспортировался через украинскую газотранспортную систему, а Киев отказался сотрудничать с Москвой после истечения контракта о транзите.

После объявления решения «Газпрома» некоторые эксперты выразили мнение, что Россия могла бы при желании поставлять газ в Молдову через «Турецкий поток» и Трансбалканский газопровод. Однако на деле это невозможно, поскольку небольшой участок этой ветки также проходит через Украину. Существует альтернативный вариант — через румынско-молдавскую границу, по газопроводу Унгены—Яссы, однако у него недостаточная пропускная способность и он не рассчитан на большие объёмы поставок. Поэтому данный маршрут не может служить заменой украинскому транзиту.

Прекращение поставок российского газа ударило и по Молдове, и по Приднестровью. Обе республики критически зависели от поставок из России и теперь вынуждены искать альтернативные источники.

В сложившейся ситуации тяжелее приходится ПМР, которая пока имеет небольшие запасы угля (по разным оценкам, до середины февраля). Найти альтернативные источники газа Тирасполю будет сложно из-за фактической блокады. Но даже если приднестровским властям удастся найти поставщика в Европе, цена на газ для республики, её населения и бизнеса будет неподъёмной. Увеличение цены на газ приведёт к росту стоимости большинства товаров и услуг. Высока вероятность, что Приднестровье может столкнуться с масштабной гуманитарной катастрофой уже до начала весны.

С начала 2025 г. в ПМР начались серьёзные проблемы с энергоснабжением. Было отключено центральное отопление, прекращена подача горячей воды, начались веерные отключения электроэнергии. Простаивают практически все промышленные предприятия, кроме продовольственных. Для некоторых производств, таких как машиностроительный ЗАО «Электромаш», швейный «Интерцентр Люкс», был введён ночной график работы. Поставки электроэнергии осуществляются прежде всего бытовым потребителям и на социальные объекты.

Властям ПМР удалось частично улучшить ситуацию с энергоснабжением благодаря запуску электростанции «Тиротекс-Энерго». Она является третьим объектом генерации электроэнергии после Молдавской ГРЭС и Дубоссарской ГЭС. Это позволило сократить веерные отключения до 5 часов в сутки. Однако это лишь временное решение. После исчерпания запасов угля Молдавская ГРЭС остановится, а без неё обеспечивать электроэнергией потребителей республики хотя бы в минимальном объёме не получится.

Из Кишинёва ситуация выглядит оптимистичнее. В отличие от ПМР, Молдова может закупать газ и электроэнергию у других поставщиков, пусть и по более высокой цене, и в ограниченном количестве.

С 1 января Молдова перешла на закупку румынской электроэнергии, которая примерно на 50% дороже, чем приднестровская. Это решение, а также потеря российского газа, уже отразились на ценах в платёжках жителей страны. Официальные власти Молдовы объясняют повышение тарифов прежде всего нежеланием «Газпрома» поставлять газ в республику, перекладывая ответственность на Россию.

У поставок электроэнергии из Румынии, помимо высокой цены, есть другие недостатки. Немалая часть электричества (примерно 315 МВт) из Румынии в Молдову идёт по линии электропередач Вулканешть—Исакча, которая частично проходит по территории Украины. Соответственно, она находится под угрозой. Кроме того, Румыния сама сталкивается с дефицитом электроэнергии, и стабильность поставок в перспективе вызывает сомнения.

Несмотря на все сложности, в сложившейся ситуации у молдавских политиков есть личная заинтересованность. На прямых поставках газа из России не получалось зарабатывать большие деньги. Выстраивание различных схем с закупкой газа и электроэнергии в западных странах позволяет создать различные схемы для личного обогащения. Открывается определённое количество фирм-прокладок, как, к примеру, Energocom, на счетах которых «оседают» большие суммы. Поэтому переход с российского газа и электроэнергии из ПМР на западные поставки открывает новые финансовые возможности для молдавских элит.

Сложившаяся ситуация негативно влияет на политические рейтинги действующей власти в Кишинёве, что особенно важно на фоне парламентских выборов, запланированных на 2025 г. До начала энергетического кризиса молдавские эксперты отмечали, что есть несколько вариантов дат проведения выборов. Изначальный — весной 2025 г. Этот вариант прорабатывался ещё летом 2024 г., когда правящая команда рассчитывала на серьёзный успех на президентских выборах и на еврореферендуме. Расчёт был на то, что на волне электорального разгрома оппозиции можно добиться победы и на парламентских выборах, поэтому их нужно провести максимально рано. Однако этот вариант стал неактуальным после провальных итогов президентских выборов и еврореферендума, подорвавших авторитет М. Санду.

На текущий момент осталось два варианта — лето и осень 2025 г. Однако на фоне развивающегося энергетического кризиса, вероятно, власти захотят провести выборы как можно позже, чтобы возникающие сейчас социально-экономические проблемы максимально забылись, а, возможно, за более долгий срок удастся их каким-то образом решить. Остаётся ещё опция полной отмены выборов, что в нынешней ситуации (учитывая опыт Румынии) уже вряд ли кого-то удивит.

ПРИДНЕСТРОВЬЕ


На фоне энергетического кризиса встал вопрос о возобновлении горячей фазы конфликта в Приднестровье.

В пользу негативного сценария приводятся следующие аргументы:

а) Кишинёв может воспользоваться ситуацией для того, чтобы захватить Молдавскую ГРЭС под предлогом «решения энергетических проблем». Однако практического смысла для экономики и энергетики Молдовы в захвате Молдавской ГРЭС нет. Для функционирования электростанции нужен российский газ. Поставки из Европы не позволят запустить её на прежние мощности в силу ограниченных технических возможностей.

б) Действующая администрация может извлечь выгоду из конфликта, переключив внимание граждан Молдовы с внутриполитического раскола и энергетических проблем.

в) Конфликт можно было бы использовать для обоснования переноса или отмены парламентских выборов в 2025 г.

г) Раздувание конфликта будет поддержано действующими властями Украины, которые обеспечивают критический стратегический перевес Кишинёва в военном сценарии. У России нет ни сухопутного, ни морского доступа к Приднестровью, Москва ведёт тяжёлую войну против ВСУ и вряд ли имеет реальные возможности оказать эффективную помощь Тирасполю. Вероятнее всего, Запад поддержал бы эту операцию, учитывая тяжёлое положение украинской армии на восточном фронте. Выгоден был бы такой сценарий и для Украины.

д) В случае военной эскалации отрезанный от внешней помощи Тирасполь вряд ли способен оказать существенное длительное военное сопротивление.

Однако военный сценарий несёт в себе значительные военные и политические издержки и риски для Кишинёва по следующим причинам:

а) Несмотря на возросшие оборонные бюджеты и рост поставок западных вооружений, вызывает вопросы способность молдавской администрации собрать вооружённые силы для того, чтобы решить проблему Приднестровья, учитывая, что на левом берегу Днестра можно сформировать боеспособную и сравнительно многочисленную армию. Идея военного противостояния с левым берегом Днестра среди молдавского населения непопулярна, особенно на фоне украинского кризиса и роста миграционной нагрузки на экономику.

б) Победа в конфликте может обойтись Кишинёву, как и Украине, большой ценой. Фактором неопределённости остаётся реакция Москвы, которая может существенно изменить позицию по параметрам завершения украинского кризиса.

в) По итогам президентских выборов действующее руководство Молдовы находится в неустойчивом положении, которое обусловливается отсутствием убедительного большинства по итогам президентских выборов внутри страны.

г) Неопределённости добавляет и смена власти в США.

Необходимо констатировать, что сегодня Приднестровье критически зависит от решений из Кишинёва. Долгосрочная фиксация ситуации в текущих параметрах приведёт лишь к ослаблению позиций ПМР. Высока вероятность, что без деблокирования Приднестровья произойдёт возвращение региона под суверенитет Молдовы и скорее невоенным путём под давлением экономических факторов.

Руководство ПМР всегда выстраивало политику таким образом, чтобы иметь два выхода на внешние рынки. При таком курсе ключевую роль играло взаимодействие с Украиной, которая становилась гарантом проведения сравнительно самостоятельной внешнеэкономической политики ПМР, поскольку украинское направление позволяло обходить давление и ограничения Кишинёва. Однако после 2022 г. Украина фактически принуждает Приднестровье к реинтеграции в Молдову. Связи между Киевом и Тирасполем разорваны, вся внешнеэкономическая деятельность ПМР ведётся через Молдову, которая контролирует товаропотоки и диктует свои требования Приднестровью.

В экспертной среде озвучивается мнение, что Украина могла бы стать поставщиком газа на Молдавскую ГРЭС, что вызывает вопросы. Украинское руководство сегодня с большим трудом обеспечивает собственные энергопотребности. С прекращением транзита Киев потерял возможность получать реверсный «европейский газ» и несанкционированно отбирать его. Кроме того, потребности Украины в газе возрастут из-за необходимости поддерживать давление в ГТС для обеспечения её работоспособности. Также маловероятно, что украинское руководство согласится поставлять газ бесплатно или по низкой цене, что неизбежно повлияет на рост стоимости электроэнергии по сравнению с тарифом, который был при работе электростанции на российском газе.

В ПМР, как и в Молдове, происходит смена общественных настроений. Молодёжь активнее выезжает на ПМЖ и заработки в западные страны, а на референдуме о евроинтеграции более трети (37,4%) избирателей из Приднестровья проголосовали за внесение поправок в конституцию Молдовы. Однако всего из региона в референдуме приняли участие только 15,5 тыс. человек*.

* Как голосовали жители Приднестровья на выборах и референдуме о вступле- ние в ЕС? TV8.md. 21.10.2024. URL: https://tv8.md/ru/2024/10/21/kak-golosovali-zhiteli- pridnestrovya-na-viborakh-i-referendume-o-vstuplenie-v-es/267945

ГАГАУЗИЯ


В автономной республике сегодня наблюдается конкуренция между Россией и Турцией. В системе двусторонних взаимоотношений с Молдовой Анкара активно фокусируется на гагаузском направлении с долгосрочным прицелом. В регионе работают протурецкие образовательные центры, которые реализуют культурно-гуманитарные программы и инициативы, с участием турецких финансов строятся школы и детские сады. В образовательных программах немалый акцент делается на истории региона с фактическим замалчиванием тяжёлого положения гагаузов в составе Османской империи. Стратегически, при условии сохранения статус-кво, Россия проигрывает борьбу за гагаузское население.

Одна из ключевых сложностей состоит в том, что Анкара работает над усилением экономической составляющей взаимоотношений с регионом, а также предлагает гагаузам идеологическую и ценностную основу. Вместе с тем население региона благосклонно относится к России: именно в Гагаузии был зафиксирован самый низкий уровень евронастроений. За интеграцию с ЕС проголосовали лишь 5,2% избирателей.

УНИАТСТВО


Бухарест не заинтересован в политическом поглощении Молдовы по нескольким причинам. По экспертным оценкам, это связано с тем, что:

а) Румынские элиты осваивают большие бюджеты, которые выделяются на румынизацию Молдовы и на реализацию ряда «внешних» программ, которые закроются при объединении;

б) У Бухареста нет ресурсов для выравнивания уровня жизни румын и молдаван, а потому он не будет брать социально-экономическую ответственность за население Молдовы. Ожидать финансовых линий из Брюсселя, Берлина и других европейских столиц также вряд ли нужно;

в) Румыния находится в социально-политическом кризисе по итогам первой попытки президентских выборов. До середины 2025 г. перспективы его завершения представляются туманными.

ЦЕРКОВЬ


С 2022 г. значительно ускорилась румынизация населения Молдовы, которая затронула практически все сферы жизни общества. По экспертным оценкам, особенно сложная ситуация сейчас складывается в области религии. Румынская православная церковь активно фактически подкупает приходы Русской православной церкви. Связано это с тем, что священники РумПЦ получают регулярную зарплату из государственного бюджета (около 800 евро). В то же время священники РПЦ живут за счёт пожертвований, что провоцирует активный переход в состав Румынской церкви. При сохранении существующих тенденций РумПЦ займёт доминирующее положение в Молдове, а влияние РПЦ сведётся к минимуму. Администрация Санду использует продвижение РумПЦ в политических целях, в том числе и потому, что внутри румынских церковных общин широко распространена идея унии Молдовы и Румынии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрение сценариев развития любого государства от Эстонии до Румынии зависит от политического, географического и экономического итога СВО. Для Молдовы это влияние ещё большее, так как в течение нескольких десятилетий внутреннее устройство Молдовы представляло собой результат неустойчивого баланса сил между собственно Молдовой и ПМР, а затем и между Молдовой и Гагаузией. Уроки событий 1992 г., безусловно, учитывались всеми лидерами Молдовы, не исключая и М. Санду, однако этот эффект постепенно утрачивается.

Продвижение российских войск к границам Молдовы не может не ослабить режим в Кишинёве и одновременно не укрепить пророссийские настроения в ПМР и Гагаузии. Измерить пространственную корреляцию между географией военных успехов и корректировкой политического курса представляется невозможным. Однако сама по себе модель хорошо известна по заголовкам французских газет в 1815 г., бережно собранных академиком Е.В. Тарле: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан»; «Бонапарт занял Лион»; «Его Императорское Величество ожидается сегодня в своём верном Париже».

Ставка на невоенное обеспечение полного контроля над ПМР, вероятнее всего, не сработает именно из-за недостатка времени перед парламентскими выборами. Начало новой военной операции против Приднестровья не предрешено, однако вероятность развития событий по такому сценарию возросла, в том числе и потому, что конфликт может быть спровоцирован третьей стороной, т.е. не Кишинёвом и Румынией, и не Тирасполем и Россией. Иными словами, основным интересантом может быть Киев, не заинтересованный в текущей логике развития кризиса. Военный конфликт внутри де-юре единого государства неизбежно дезавуирует все планы вступления в ЕС. Кроме того, Кишинёв опасается каких-либо нестандартных военных решений России в условиях политической слабости ЕС и НАТО, а также неопределённой позиции США.

Позиция Румынии, конечно же, очень важна. Представляется, что оптимальный для Бухареста вариант — существование отдельного, но полностью подконтрольного второго румынско-молдавского государства. В настоящее время в Молдове на всех ключевых постах находятся граждане Румынии, которые реализуют курс, как минимум учитывающий интересы Румынии.

Финансовая и энергетическая системы Молдовы в значительной мере контролируются Бухарестом. Молдова для Румынии — это «серая зона», где реализуются политические и экономические интересы румынских элит. Установление юридического контроля в данном случае увеличит расходы и уменьшит прибыли.

В рамках консервативных оценок существуют два основных сценария развития внешней политики Молдовы: «радикальный евроинтеграционизм» и «балансирующий евроинтеграционизм». Правительство под руководством М. Санду реализует первый сценарий, хотя переход ко второму варианту представляется более прагматичным. Второй сценарий не предполагает отказа Молдовы от евроинтеграции, который в текущей конфигурации внешнеэкономических отношений объективно неосуществим. Вместо этого он может быть реализован в форме, условно именуемой «грузинской». Данный «грузинский» вариант предусматривает усиление политических сил, ориентированных на национальные интересы, несмотря на публично декларируемый прозападный вектор. Это позволит им установить более сбалансированные отношения с Россией.

Параметры завершения военной операции на Украине окажут существенное влияние на перспективы внешнеполитического курса Кишинёва. Завершение конфликта на условиях, близких к «стамбульским», при сохранении в Киеве ориентированного на конфронтацию политического режима, с высокой вероятностью приведёт к дальнейшему сокращению влияния России в Молдове. В долгосрочной перспективе это может способствовать постепенной реинтеграции ПМР в состав Молдовы невоенными методами. Такое развитие событий не отвечает российским интересам в рамках доминирующего ныне антироссийского курса Кишинёва и ведущих европейских стран.