Так, экономические модели стран СНГ представляют собой сложные структуры, формировавшиеся под воздействием различных факторов, включая историческое наследие, географические условия, политическую стабильность и социально-экономическую политику. В каждой стране СНГ наблюдаются уникальные экономические процессы и стратегии, но при этом существуют и схожие элементы, обусловленные общим советским прошлым и интеграционными процессами в рамках СНГ. Если отмечать общие элементы экономических моделей стран СНГ, то несомненно важно отметить историческое наследие плановой экономики (влияние централизованного планирования заметно в отдельных отраслях и структурах управления); трансформационные процессы (страны СНГ прошли через значительные экономические и политические изменения после распада СССР, что включало либерализацию экономики, приватизацию и создание новых рыночных институтов); стремление к диверсификации экономики (отдельные страны (например, Азербайджан, Казахстан, Россия остаются зависимыми от нефтегазового сектора), Армения, Беларусь стремятся развивать вторичный и третичный сектора экономики) и т.д.
Если отмечать различия в экономических моделях стран СНГ, то важно выделить такие направления как уровень экономической свободы, а также институциональную среду и уровень коррупции. Страны СНГ показывают разный уровень экономической свободы (например, Казахстан занимает высокие позиции в рейтингах экономической свободы, тогда как Беларусь и Туркменистан более склонны к государственному регулированию экономики). Помимо этого, страны СНГ показывают различия в институциональной среде и уровне коррупции, что влияет на деловой климат и их инвестиционную привлекательность.
Помимо этого, различия между экономическими моделями обусловлены разнообразием природно-ресурсной базы, уровнем государственного вмешательства в экономику, стратегиями привлечения иностранных инвестиций и степенью инновационного развития. Россия и Казахстан выделяются своими богатыми природными ресурсами и активным привлечением иностранных инвестиций. Так, например, Беларусь сохраняет значительный государственный контроль над экономикой, а Молдова проводит масштабные реформы, направленные на либерализацию и ориентацию на международные рынки. Азербайджан делает акцент на диверсификацию экономики, Армения развивает сектор высоких технологий, а Кыргызстан сосредоточен на развитии малого и среднего бизнеса, а также на региональном развитии.
Сравнение экономических моделей стран СНГ возможно через оценку структуры валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (включает: промышленность; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство; строительство и другие виды экономической деятельности). Если анализировать промышленность Азербайджана в структуре валовой добавленной стоимости за 2017-2021 гг., то она находилась в диапазоне от 37,6% до 48,3%. Также высокие значения по данному показателю можно отметить в Беларуси (в 2017 г. – 30,3%, в 2018 г. – 30,3, в 2019 г. – 29,9, в 2020 г. – 29,2, в 2021 г. – 31,0%), Казахстане (в 2017 г. – 28,5%, в 2018 г. – 30,2, в 2019 г. – 29,6, в 2020 г. – 28,6, в 2021 г. – 31,5%) и России (в 2017 г. – 28,0%, в 2018 г. – 30,9, в 2019 г. – 30,4, в 2020 г. – 27,7, в 2021 г. – 31,8%).
В целом по СНГ за анализируемый период наблюдалась нестабильная динамика. Так, промышленность СНГ в структуре валовой добавленной стоимости в 2020 г. по сравнению с 2019 г. сократилась на 2,5%. Что касается сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в структуре валовой добавленной стоимости, то лидерами в СНГ выступают Таджикистан (в 2017 г. – 22,3%, в 2018 г. – 21,7, в 2019 г. – 22,9, в 2020 г. – 24,8%) и Узбекистан (в 2017 г. – 31,7%, в 2018 г. – 29,4, в 2019 г. – 26,2, в 2020 г. – 27,1, в 2021 г. – 27,0%). В Азербайджане, Беларуси, Казахстане и России сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство в структуре валовой добавленной стоимости ниже 10%. В целом по СНГ указанный показатель в 2017 г. составил 5,7%, в 2018 г. – 5,3, в 2019 г. – 5,4, в 2020 г. – 6,1%. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. анализируемый показатель увеличился на 0,7%. Если оценивать строительство в структуре валовой добавленной стоимости, то лидером здесь выступает Таджикистан: в 2017 г. – 13,1%, в 2018 г. – 14,6, в 2019 г. – 12,9, в 2020 г. – 11,5%. По СНГ указанный показатель за анализируемый период варьировался от 5,5% до 6,0%.
Что касается динамики объема продукции промышленности в странах СНГ, то она является нестабильной. Поскольку в свободном доступе не имелось актуальных данных по указанному показателю, был применен метод экстраполяции за 2023 г. для расчета прогнозных данных (таблица 1). В Азербайджане с 2019 по 2023 гг. наблюдалось увеличение указанного показателя. В 2019 г. он составил 27,6 млрд. дол., в 2020 г. – 21,9, в 2021 г. – 32,5, в 2022 г. – 50,8, в 2023 г. – 53,3 млрд. дол. Расчет прогнозных данных показывает дальнейшее увеличение анализируемого показателя (в 2024 г. – 67,7 млрд. дол., в 2025 г. – 78,1, в 2026 г. – 86,5 млрд. дол.). Если указанный прогноз реализуется, то в 2026 г. по сравнению с 2019 г. объем продукции промышленности в Азербайджане увеличится на 58,9 млрд. дол. В Армении в 2019 г. по сравнению с 2023 г. исследуемый показатель находился в диапазоне от 4,0 млрд. дол. до 6,3 млрд. дол.
Расчет прогнозных данных показал увеличение анализируемого показателя: в 2024 г. – 4,8 млрд. дол., в 2025 г. – 5,3, в 2026 г. – 5,4 млрд. дол. В Республике Беларусь за анализируемый период наблюдалось нестабильное состояние указанного показателя: в 2019 г. – 55,4 млрд. дол., в 2020 г. – 48,1, в 2021 г. – 61,4, в 2022 г. – 65,0, в 2023 г. – 51,2 млрд. дол. В 2022 г. по сравнению с 2019 г. исследуемый показатель увеличился на 9,6 млрд. дол. В Казахстане по аналогии с Республикой Беларусь объем продукции промышленности за анализируемый период являлся нестабильным: в 2019 г. – 76,8 млрд. дол., в 2020 г. – 65,5, в 2021 г. – 88,3, в 2022 г. – 105,9, в 2023 г. – 67,6 млрд. дол. Расчет прогнозных данных показал, что указанная нестабильная тенденция сохранится (в 2024 г. – 78,2 млрд. дол., в 2025 г. – 95,3, в 2026 г. – 89,9 млрд. дол.) [3, с. 146-166].