ДОКЛАД

аналитической группы №1.2

Форума молодых международников СНГ

2024

Экономическая безопасность стран СНГ

Достижение экономической безопасности

стран СНГ в условиях геополитической турбулентности и роста санкционного давления: снижение зависимости от импорта, освоение доступных ресурсов и развитие собственных производственно-технологических кластеров

АВТОРЫ
  • ИВАНОВ

    Антон Александрович

    Разработчик, блок SberData, Центральный аппарат ПАО «Сбербанк».
    Беларусь, Минск.
  • ТРАВИНСКАЯ

    Екатерина Сергеевна

    Самозанятый консультант в сфере корпоративных финансов и бухгалтерского учета.
  • ШАПОВАЛОВ

    Александр Евгеньевич

    Аспирант Факультета мировой политики Московского государственного университет имени М.В. Ломоносова.
    Россия, Москва.
  • КАПАСОВИЧ

    Денис Юрьевич

    Студент бакалавриата Института истории, международных отношений и социально-политических наук Луганского государственного педагогического университета.
    Россия, Луганск.
  • УСТИНОВА
    Ева Павловна
    Студентка бакалавриата Факультета международных отношений, административных и политических наук.
  • НИКИТИЧ
    Никита Романович
    Студент магистратуры Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
    Россия, Санкт-Петербург.
  • КАНДРУСИК
    Юлия Александровна
    Студентка магистратуры Института управленческих кадров Академии управления при Президенте РБ.
    Беларусь, Минск.
Презентация
1. Экономическая безопасность является важнейшим элементом нормального функционирования любого государства, обеспечивая условия как для жизнедеятельности населения, так и для преумножения благосостояния страны. Наряду с оборонной, социальной и экологической безопасностью формирует единую систему национальной безопасности, где каждый элемент взаимодополняет друг друга.Главными структурными элементами экономической безопасности являются экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к развитию и саморазвитию посредством создания благоприятных условий для инвестиций и инноваций[1]. Несмотря на кризис модели глобализации экономики и все большее тяготение к регионализации, невозможно достичь абсолютного показателя автономности функционирования отдельного государства, но необходимо добиваться максимального контроля последнего над национальными ресурсами при максимальной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет кооперационных и научно-технических связей. Последние получают дополнительный импульс за счет внедрения инвестиций в инновационные технологии, развитие которых невозможно в отсутствии высококвалифицированных кадров.

Внедрение беспрецедентного количества санкций со стороны США и ЕС в отношении РФ и РБ начиная с марта 2014 года (на данный момент их свыше 15 тыс.) выявило множество задач для повышения уровня экономической безопасности для стран-участниц СНГ.

Экономическая модель национальной экономики – это организационно-хозяйственный механизм, определяющий характер социально-экономических, финансовых, распределительных отношений, специфику регулирования экономики государством, отношения собственности и распределения доходов, произведенных в экономике. Экономические модели в большей степени определяются особенностями национальных традиций, культуры, соотношения форм собственности, способов распределения национального богатства, регулирования макроэкономических процессов и т.п[2].

[1] А.А. Мигранян, Специфика экономических моделей и основные тренды социально-экономического развития стран СНГ, научный доклад, https://www.inecon.org/docs/Migranyan_paper_20180327.pdf

[2] Вечканов, Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов / Г. С. Вечканов. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 245 с

Таблица 1. Социально-экономические показатели стран-участниц СНГ и ассоциированных участников (составлено автором)


По данным:

https://data.worldbank.org/

https://cisstat.org

https://adb.org

https://civil.ge/ru/archives/539302

https://www.findevgateway.org/region/financial-inclusion-europe-and-central-asia

https://nonews.co/directory/lists/countries/e-government

Анализируя данные информационных источников, можно прийти к следующим выводам: для стран СНГ характерна смешанная экономическая модель, где присутствует свободно-рыночная конкуренция и методы государственного контроля в различной пропорции. В большинстве это экспортноориентированные ресурсные экономики (в том числе и кадровые ресурсы). При высокой доле преобладания частной собственности над государственной в процентном соотношении к общему количеству экономических агентов, во всех странах СНГ присутствуют и другие типы собственности: государственные, муниципальные, частно-государственное партнерство. Однако доля формирования ВВП по типам собственности различается от государства к государству, что существенно влияет на распределение доходов по группам населения. По уровню ВВП на душу населения государства находятся в категории среднего уровня дохода или ниже среднего, за исключением Российской Федерации, где уровень дохода выше среднего. Общей характерной чертой для стран-участниц СНГ является ориентированность развития экономики на традиционные для региона отрасли.

Однако высокая доля капитальных инвестиций в ВВП государств позволяет переориентироваться на предложение продукции / услуг с высокой добавленной стоимостью. За исключением, Молдовы, Украины и Грузии, являющейся ассоциативным членом Содружества, уровень внешнего долга по отношению к ВВП не превышает уровень условного порогового значения к ВВП в размере 60%, что указывает на относительно высокую способность к погашению обязательств и приводит к повышению уровня кредитного рейтинга страны. Также характерной чертой для стран СНГ является демографический вопрос: наблюдается относительно низкий уровень безработицы при низком или даже отрицательном коэффициенте естественного и миграционного прироста, что в среднесрочной перспективе приведет к острой нехватке кадров всех уровней квалификации, за исключением стран ЦА, где ситуация противоположная и грозит миграционным кризисом.

В Армении создана экономическая модель с преобладанием аффилированных частных бизнес-групп, с элементами демократизации институтов. Специфической чертой армянской экономической модели является высокий уровень равно-конкурентной борьбы в сегменте МСП, при строгом разграничении сфер влияния в крупном бизнесе между корпоративной и политической элитой. Драйвером роста ВВП является сфера услуг. Однако доля вложений в инвестиции в ВВП заметно снижается, что вызывает обеспокоенность на фоне высокого уровня безработицы. Система налогообложения способствует приходу в страну ПИИ, тем не менее инвестиционная модель экономики Армении ориентирована на преобладание диаспоральных инвестиций над таковыми от нерезидентов, не имеющих социально-культурных связей с республикой.
Экономика Азербайджана характеризуется высоким уровне контроля бюджетно-формирующих отраслей со стороны корпоративно-административных групп влияния. Характерной особенностью является высокий уровень вложений в инновации и благоприятная система налогообложения по отношению к капитальным инвестициям. В сочетании с выгодным географическим положением, предоставляет стране широкие возможности по формированию логистического хаба для энергетической отрасли.

В Белоруссии сформирована государственно-управляемая «рыночная модель» экономики. Специфика данной модели является опора на принципы жесткого бюджетного планирования с приоритетными социально-бюджетными обязательствами. Данная задача исполняется за счет как ценового регулирования в стратегических и социально-значимых областях, так и контроля доходной части посредством сохранения государственной собственности в стратегических областях. Основой формирования ВВП является перерабатывающая и тяжелая промышленности[1]. Следствием политики сближения с РФ в рамках Союзного государства является интенсификация сближения норм налогово-таможенной политики, что благоприятно влияет на формирование межгосударственных производственно-коммерческих кластеров. Специфичным моментом является то, что относительно высокий уровень внешнего долга сформирован за счет вложений со стороны участников ЕАЭС, что является дополнительным стимулом экономического роста внутри сообщества.
Характерной чертой экономики Казахстана является ее многовекторность в развитии отраслей экономики, где в равной доле участвуют в формировании ВВП добывающая, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, а также стремительно растущий сектор услуг. Высокая доля инвестиций предполагает стремительное модернизирование и цифровизацию экономики. Сравнительно невысокий уровень внешнего долга характеризируется широтой географии инвесторов: ЕС, Китай, США, ЕАЭС, Турция[2]. В последние годы наблюдается рост коэффициента естественного прироста и снижение коэффициента миграции, что характеризует страну как обладающую благоприятной средой для развития кадрового потенциала. Страна является одним из лидеров в области цифровизации экономики.

Институциональная составляющая «рыночной экономической модели» Киргизии характеризуется либеральной разрешительной системой, высоким уровнем конкуренции в торговле и сфере услуг, сельском хозяйстве, наличием рыночных инструментов влияния, но при этом недоступностью инфраструктурных ресурсов (электросети, коммунальная инфраструктура, места торговли, т.е. торговые барьеры), малой емкостью внутреннего рынка, высокой долей коррупционной составляющей в экономике. Перечисленные факторы способствовали созданию олигопольной модели рынка. При этом недоступность инфраструктуры в большей степени обусловлена дефицитностью ресурсов. Тем не менее, в последнее время наблюдается рост иностранных инвестиций со стороны Китая. Демографическая ситуация характеризуется высоким коэффициентом естественного прироста, что приведет в перспективе к высвобождению большого количества рабочей силы средней и низкой квалификации[3].

Экономическая модель Таджикистана является квазирыночной с высоким уровнем регулирования со стороны государства. Основные отрасли экономики остаются сельское хозяйство, а также МСП в области коммерции и услуг. Большая часть денежных потоков формируется за счет трансфертов от соотечественников, находящихся зарубежом, что является главным фактором риска экономики Таджикистана. Характерными чертами является как высокий уровень естественного прироста, так и относительно низкие темпы модернизации экономики. Несмотря на данные неблагоприятные условия, растет интерес со стороны китайских инвесторов к республике, что обуславливается перспективой развития электромобильной отрасли с полным замкнутым циклом производства.

Туркменистан является одной из самых закрытых стран мира в силу действующего автократического строя, который же и формирует образ корпоративной элиты. Основой формирования ВВП страны является добыча и экспорт полезно-ископаемого топлива. Однако в силу текущих внутриполитических изменений, экономика постепенно привлекает внимание со стороны как Китая, Турции, США, РФ, так и центральноазиатских соседей, что увеличивает потенциал развития логистического хаба.
Узбекистан характеризуется комплексностью структуры экономики. Несмотря на базисный сырьевой и аграрный характер экономики, стремительно развивается перерабатывающая и легкая промышленность. Бюрократизация экономики наряду с негибкой фискальной политикой являются барьерами для усиления свободно-рыночной конкуренции, в особенности в сфере крупного бизнеса. Основную долю предприятий составляют МСП. Однако все большее количество инвесторов заинтересовано в модернизации и переориентировании добывающей отрасли. Экономическая модель Узбекистана представляет собой двухуровневую систему экономических отношений, состоящую из формализованного (базового) легального экономического сектора, функционирование которого полностью контролируется на основе жестких ограничений и государственного надзора; и неформального сектора, функционирование которого допускается государством в пределах не затрагивающих интересов формализованного части экономики. Конкурентным преимуществом экономики Узбекистана по сравнению с соседями по ЦА являются: развитая промышленность (экспорт автотранспорта), машиностроение позволяет компенсировать потери от сырьевых отраслей, производство сельскохозяйственных продуктов решает проблемы продовольственной безопасности, активно внедряемая стратегия импортозамещения по сырьевым продуктам и повышения уровня переработки собственного сырья. Также как и в Кыргызстане, демографическая ситуация характеризуется высоким коэффициентом естественного прироста, что способно привести к переизбытку кадрового ресурса.

Экономическая модель Украины* была основана на модели расширенного потребления населения, удовлетворение которого осуществлялось не за счет собственного производства, а за счет ввозимого импорта. Этим объясняется значительный дисбаланс между потреблением и доходами. Дефицит финансовых ресурсов в экономике примерно равен доле отрицательного значения чистого экспорта, а кругооборот финансовых и ресурсных потоков компенсируется из внешних источников финансирования[4].

После 2014 г. при умеренном росте валовых инвестиций и отрицательных сбережений из-за низкого уровня благосостояния населения (низкий уровень внутреннего потребления) Украина демонстрировала умеренное расширенное воспроизводство, которое осуществляется за счет расширения внешних инвестиционных вливаний и деградации индустриального сектора. В итоге производственный сектор концентрируется на двух основных видах деятельности: добыче, переработке и доставке сырья до потребителя с высокой долей присутствия иностранного капитала. Наиболее стабильной институциональной единицей властной структуры Украины остаются финансово-промышленные группы (далее ФПГ), интересы которых приоритетны в украинской экономике и политике, которые, собственно, и являются основными движущими силами политического и экономического процесса на Украине.

Грузия* является ассоциированным членом СНГ. Экономическая модель имеет большую схожесть с таковой в Армении в силу соседства двух стран, но характеризуется гораздо более высоким уровнем либерализации рыночных взаимоотношений и более низким уровнем социальных расходов. Большую часть ВВП формируют предприятия МСП в сфере услуг и коммерции. Уровень налоговой нагрузки весьма низок, что обусловило резкий приток иностранного кредитования и критическое увеличение отношения внешнего долга к ВВП. Характерной чертой является естественная убыль населения и дефицит кадров[5].

Российская Федерация – центр формирования экономических взаимосвязей внутри СНГ. Экономическая модель основана на рыночных взаимоотношениях с высоким уровнем социальной ориентированности затрат. Основу формирования поступлений в бюджет составляют доходы крупных гос. компаний, несмотря на превалирующее количество субъектов МСП. Экономика характеризуется высоким уровнем цифровизации, что частично сглаживает эффект кадрового дефицита и неравномерного распределения ресурсов. Система налогообложения благоприятствует росту инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики. Однако действующая ДКП существенно замедляет рост производства за счет снижения доступности целевого кредитования и повышения гос. расходов на субсидирование.

В результате проведенного исследования была составлена таблица SWOT-анализа текущей экономических моделей стран-участниц СНГ и ассоциированных участников (приложение 1).

2, 3. Рассмотрение вопроса санкционной уязвимости экономик стран содружества при потенциальном внедрение системы производственно-технологических кластеров не является возможным вне рамок детализации структурных элементов данных производственных объединений. Базисом производственно-технологического кластера являются компания (производственная, предпринимательская единица), институт (научно-инновационная единица) и территория (ресурсная единица). Данные элементы в равноправной (горизонтальной) форме связаны с местным сообществом (кадровые ресурсы), и в результате своей деятельности производят продукцию с высококонкурентным коммерческим потенциалом (цена, рынок сбыта).

Исходя из данных анализа на текущем этапе развития основными рисками для экономик стран-участниц СНГ является высокий уровень зависимости от сырья и экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью, что в частном порядке возможно рассмотреть на графике мультипликатора добавленной стоимости в экономике РФ.

[1] https://www.belstat.gov.by
[2] https://lsm.kz/vneshnij-dolg-kvartal
[3] Мигранян А.А. Макроэкономический анализ стран СНГ и Грузии. Постсоциалистический мир: Итоги
[4] А.А. Мигранян, Специфика экономических моделей и основные тренды социально-экономического развития стран СНГ, научный доклад,
[5] И.Федоровская экономические процессы в грузии в условиях новых международных реалий, Кавказские хроники, с.118-125 DOI: 10.20542/2073-4786-2023-1-118-125. https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2023_01/16-Fedorovskaya.pdf

График 1. Мультипликатор добавленной стоимости в экономике РФ

В структуре экспорта стран-участниц СНГ превалируют такие товарные группы как нефть и нефтепродукты (42314 млн.дол), уголь каменный -28446 млн.дол, газ природный – 13668 млн.дол, руды и концентраты железные – 11597 млн.дол, злаки – 8729 млн дол[1]. Несмотря на ведение санкций в отношении энергетического сектора РФ, начиная от непосредственного участия в акционерном капитале российских энергетических компаний в сентябре 2014г. и заканчивая запретом импорта энергоресурсов на территорию ЕС, высокая доля экспорта поддерживается за счет диверсификации рынков сбыта. Однако в среднесрочной перспективе возможен резкий спад объемов поставок, так как санкции введены также в отношении поставок оборудования и электроники, используемой в процессе добычи нефти и производства нефтепродуктов.
В соответствии с данными МСК СНГ за 2023 год наибольшую долю в структуре импорта стран содружества занимали такие позиции как медикаменты (37791 млн.долл.), машины и оборудование (26929 млн.дол), из которых на вычислительную технику -7251 млн.дол., автомобили -3058 млн.дол[2]. Стоит подчеркнуть, что данные товарные позиции были импортированы вне стран содружества, что увеличивает риски снижения темпов роста экономики в случае применения вторичных санкций. Существенным вызовом является также «монополия» государств на поставки некоторых видов высокотехнологичной продукции. Данная задача частично решается за счет параллельного импорта, но риск единовременного введения вторичных и третичных санкций остается высоким. Таким образом, негативное влияние ограничительных мер реализуется непосредственно на территориальный (ресурсный) элемент, что приводит к снижению конкурентоспособности продукта, а в максимальном негативном сценарии – невозможности реализации продукции как таковой.

Краеугольным камнем импортозамещения является также санкционное давление в отношении финансовой системы в целом, и трансграничных платежей в частности. Если вопрос осуществления доступа к заемным ресурсам удалось решить за счет внутренних ресурсов – доля внешнего долга в структуре ВВП стран-участниц СНГ в большинстве не превышает уровня в 35%, то осуществление трансграничных платежей сталкивается с серьезными затруднениями. Структура СНГ является по сути двуслойной, состоящей из стран-участниц ЕАЭС и стран, не входящих в его состав. Если в отношении первой группы удалось увеличить долю расчетов в национальных валютах, то в отношении 2-ой группы значительные затруднения связаны с высокой долей использования USD/EUR за счет операции со странами вне СНГ. Также вторичное санкционное давление распространяется на транзакции с иностранной валютой, осуществленной вне рамок использования SWIFTпосредством блокировки ее дальнейшего использования банками-бенефициарами, что требует интенсивного внедрения цифровых технологий – как использование CBDC, ЦФА в осуществлении транзакций. Негативное влияние санкций реализуется посредством завышения косвенных затрат (цена) и каналов доступа к продукту (объем потребления).

Одним из наиболее уязвимых факторов для устойчивого и динамичного развития экономики содружества является демографический и кадровый вопросы. За исключением стран СА, наблюдается снижение коэффициента естественного прироста населения, что негативно сказывается на общем количестве экономически активного населения. Также остро стоит вопрос старения населения, что неизбежно приведет либо к дополнительной нагрузке на пенсионную систему, либо к повышению пенсионного ценза. На текущий момент по данным Росстата, совокупный уровень безработицы составляет 4,2% -минимальный с 2010 года. Согласно данным ВЦИОМ наблюдается дисбаланс рынка труда по спросу и предложению специальностей: дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, что подтверждается данными Росстата по снижению количества выпускников средне-профильных учебных заведений в период с 2017 года. В то же время, количество выпускников ВУЗов неуклонно растет в параллели со снижением показателя трудоустройства по специальности. Для стран же Средней Азии наряду с укоренившейся проблемой сезонной трудовой миграции возникает проблема резкого увеличения темпа роста населения, что неизменно приведет к усилению миграционного давления на соседние страны. В вышеописанном случае негативное влияние реализуется посредством уничтожения как базисного научно-инновационного элемента, так и связующих звеньев – кадровых ресурсов.

Также не стоит забывать о факторе заинтересованности в наращивании экономических связей среди геополитических игроков вне СНГ, каковыми на текущий момент являются КНР, Турция. Данные государства являются глобальными игроками как на сырьевых, так и на товарных рынках. И если первое возможно использовать в качестве источника недостающих сырьевых ресурсов, то второе является негативным фактором, реализующимся посредством доминирования на рынках соседних государств с постоянно растущим спросом (как в суммарном объеме, так и в соотношении на единицу потребления. Негативное влияние также усугубляется тем, что такие государства – «мишени» внешнего влияния- как Узбекистан, Азербайджан, Туркмения не являются членами ЕАЭС и менее привязаны к общему рынку товаров, капитала, труда, что находит отражение и в доле КНР, Турции в объеме иностранных инвестиций.

4. Для повышения эффективности мер технологической модернизации требуется обеспечить вовлеченность таких игроков, как государственные структуры, включающие органы управления, финансирования и координации инновационных проектов, и частнопредпринимательский сектор.

Основополагающим шагом на пути формирования НПК стран содружества является гармонизация законодательных баз стран-участниц содружества с целью формирования эффективно-работающих норм по объединению рынков ресурсов, труда и капитала. Так как ЕАЭС является своеобразным ядром внутри структуры СНГ, целесообразно применение практик и подходов, реализуемых в рамках ЕАЭС. На современном этапе наиболее актуальный перечень приоритетов ЕАЭС в сфере развития совместного инновационно-технологического комплекса представлен в документе «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года​».

Страны-участницы концентрируют внимание на снижении трансграничных направлений и формировании условий для производственной кооперации, сопряжении мер кредитно-страховой и иной финансовой поддержки, выработке предложений и рекомендаций по научно-техническому сотрудничеству, разработке национальных баз данных по науке по межгосударственному кодификатору. В качестве наиболее востребованных направлений рассматриваются сферы промышленного, сельскохозяйственного и логистического сектора, цифровизация, развитие инфраструктуры НИКОР, ориентированной на создание «зеленых технологий»[3].

Одним из важнейших факторов, способствующих развитию высокотехнологичного сектора, является высокая доля сектора МСП в экономиках стран содружества. В соответствии с данными МЭР на конец 2023 года число граждан, трудоустроенных в секторе МСП составляет 30,6 млн человек или около 40% от общего числа граждан, занятых в экономике. С марта 2022 года по сентябрь 2022 года рост числа регистраций МСП в ЕГРЮЛ составил в среднем 39% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, при этом наибольший показатель зафиксирован в сфере ИТ – 81%. Преимущества МСП определяются его высокой адаптивностью и скоростью управленческих решений, возможностью создания проектов многофункционального назначения[4][5].

Структуру отраслей для развития кооперационных предприятий можно представить в следующей таблице (приложение 2).
В 2022 г. на пространстве ЕАЭС функционировало около 5 217 организаций, выполнявших научные исследования и разработки по секторам деятельности, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками - 726,7 тыс человек (0,78%).

При анализе отдельных показателей становится видно, что на период 2021 и 2022 гг.объем инвестиций в профессиональную, научную и техническую деятельность составил $17 764 млн и $22 878 млн, образование - $7 503 млн и $9 745 млн, затраты на научные исследования и разработки - $18 285 млн и $21 947 млн, затраты на технологические инновации - $ 34 629,8 млн и $ 42 954,9 млн.

Среди отдельных мер стимулирования НПК возможно выделить:
·разработку кросс-отраслевых цифровых экосистем и экосистем сервисов,
·выработку стратегической программы научно-технического развития,
·реализацию соглашения об обороте данных,
·реализацию евразийских технологических платформ (ЕТП).

В качестве мер по регулированию сложившегося рынка труда в странах содружества выдвигаются следующие предложения:

·Разработка ПО для анализа вакансий и профиля соискателей на рынке труда в многофакторном разрезе.
Данная система позволит проводить анализ спроса и предложения на рынке труда в разрезе возрастных групп, уровня образования и квалификации в сформированных субгруппах видов деятельности в соответствии с ОКЗ. Также система позволит проанализировать и сгруппировать основные различия в профиле соискателей с требуемыми запросами работодателей, что позволит решить следующие 2 задачи: краткосрочная – текущий невосполняемый дефицит кадров в стратегических отраслях и контролируемый набор трудовых мигрантов, средне- и долгосрочная – таргетирование рынка труда.

·Разработка методологии таргетирования рынка труда.
Методология базируется на исследовании наиболее перспективных технологий в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью определения ключевых профессиональных и личностных компетенций необходимых в рамках «специальностей будущего». Результаты исследования могут быть использованы для коррекции как действующих образовательных программ, так и в формировании программ дополнительного образования.

·Создание реестра срочных высококвалифицированных вакансий для найма нерезидентов внутри / вне СНГ.
Данная мера призвана выполнить 2 основные задачи: восполнение текущего дефицита кадров в стратегически важных и перспективных областях; формирование кадрового резерва и увеличение эффективности применения практики обмена опытом в рамках смежных индустрий.

Актуальные меры поддержки социально-экономической интеграции в краткосрочной и среднесрочной перспективах:
·Налоговые льготы по оплате труда инженерных и конструкторских кадров, соответствующих конкретным профессиональным стандартам;

·Стимулирование технологических разработок на базе ВУЗов при снижении бюрократической нагрузки;

Также считаем целесообразным развитие практики хакатонов и поддержки стартапов среди школьников и студентов путем включения в программу кураторства посредством корпораций для МСП, заключения партнерских соглашений с крупными предприятиями стратегических отраслей. К примеру, серийный выпуск микросхем по топологии 65 нм мог бы быть освоен гораздо ранее 2028 года.

·Поддержка формирования и развития технических кадров (программы поддержки молодых специалистов, налоговые льготы и т.д.).

Предлагаем начать внедрение синхронизации образовательно-производственных программ Союзного государства с наиболее востребованных инженерных специальностей. В частности, нехватка инженерных кадров в области микроэлектроники в РФ могла бы быть компенсирована за счет трудоустройства выпускников ВУЗов из РБ.

·Создание отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ) по направлениям деятельности для стран СНГ;

·Предоставление качественной информации по сопровождению международных проектов;

·Создание площадок для взаимодействия промышленных предприятий на региональном уровне.

5. На основе предложенных мер сформирована дорожная карта по их реализации

[1] https://new.cisstat.org/web/guest
[2] https://new.cisstat.org/web/guest
[3] https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5b7/1.1.3-Doklad-forsayt-_8.1.3-_1_.pdf
[4] Эксперты назвали самые популярные сферы у малого бизнеса на фоне санкций. РБК, 17.11.2022. Experts have named the most popular spheres of small business in the conditions of sanctions. RBC, 17.11.2022 (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/economics/17/11/2022/6374d7ba9a79475924be8883 (accessed 18.03.2024)
[5] Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // Московский экономический журнал. 2023. № 4. Takmasheva I.V. The development of SME in Russia in the conditions of sanctions. / Moscovskiy ekonomicheskiy jurnal. N.4, 2023. (In Russ.). Available at: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal4-2023-33/ (accessed 25.03.2024)

Таблица 5. Пример дорожной карты по внедрению ИБ СНГ «Реестр кадров по отраслям» (составлено автором).

Таблица 6. Пример дорожной карты по реформированию системы управления кадрами (составлено автором).

В структуре экспорта стран-участниц СНГ превалируют такие товарные группы как нефть и нефтепродукты (42314 млн.дол), уголь каменный -28446 млн.дол, газ природный – 13668 млн.дол, руды и концентраты железные – 11597 млн.дол, злаки – 8729 млн дол[1]. Несмотря на ведение санкций в отношении энергетического сектора РФ, начиная от непосредственного участия в акционерном капитале российских энергетических компаний в сентябре 2014г. и заканчивая запретом импорта энергоресурсов на территорию ЕС, высокая доля экспорта поддерживается за счет диверсификации рынков сбыта. Однако в среднесрочной перспективе возможен резкий спад объемов поставок, так как санкции введены также в отношении поставок оборудования и электроники, используемой в процессе добычи нефти и производства нефтепродуктов.
В соответствии с данными МСК СНГ за 2023 год наибольшую долю в структуре импорта стран содружества занимали такие позиции как медикаменты (37791 млн.долл.), машины и оборудование (26929 млн.дол), из которых на вычислительную технику -7251 млн.дол., автомобили -3058 млн.дол[2]. Стоит подчеркнуть, что данные товарные позиции были импортированы вне стран содружества, что увеличивает риски снижения темпов роста экономики в случае применения вторичных санкций. Существенным вызовом является также «монополия» государств на поставки некоторых видов высокотехнологичной продукции. Данная задача частично решается за счет параллельного импорта, но риск единовременного введения вторичных и третичных санкций остается высоким. Таким образом, негативное влияние ограничительных мер реализуется непосредственно на территориальный (ресурсный) элемент, что приводит к снижению конкурентоспособности продукта, а в максимальном негативном сценарии – невозможности реализации продукции как таковой.

Краеугольным камнем импортозамещения является также санкционное давление в отношении финансовой системы в целом, и трансграничных платежей в частности. Если вопрос осуществления доступа к заемным ресурсам удалось решить за счет внутренних ресурсов – доля внешнего долга в структуре ВВП стран-участниц СНГ в большинстве не превышает уровня в 35%, то осуществление трансграничных платежей сталкивается с серьезными затруднениями. Структура СНГ является по сути двуслойной, состоящей из стран-участниц ЕАЭС и стран, не входящих в его состав. Если в отношении первой группы удалось увеличить долю расчетов в национальных валютах, то в отношении 2-ой группы значительные затруднения связаны с высокой долей использования USD/EUR за счет операции со странами вне СНГ. Также вторичное санкционное давление распространяется на транзакции с иностранной валютой, осуществленной вне рамок использования SWIFTпосредством блокировки ее дальнейшего использования банками-бенефициарами, что требует интенсивного внедрения цифровых технологий – как использование CBDC, ЦФА в осуществлении транзакций. Негативное влияние санкций реализуется посредством завышения косвенных затрат (цена) и каналов доступа к продукту (объем потребления).

Одним из наиболее уязвимых факторов для устойчивого и динамичного развития экономики содружества является демографический и кадровый вопросы. За исключением стран СА, наблюдается снижение коэффициента естественного прироста населения, что негативно сказывается на общем количестве экономически активного населения. Также остро стоит вопрос старения населения, что неизбежно приведет либо к дополнительной нагрузке на пенсионную систему, либо к повышению пенсионного ценза. На текущий момент по данным Росстата, совокупный уровень безработицы составляет 4,2% -минимальный с 2010 года. Согласно данным ВЦИОМ наблюдается дисбаланс рынка труда по спросу и предложению специальностей: дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, что подтверждается данными Росстата по снижению количества выпускников средне-профильных учебных заведений в период с 2017 года. В то же время, количество выпускников ВУЗов неуклонно растет в параллели со снижением показателя трудоустройства по специальности. Для стран же Средней Азии наряду с укоренившейся проблемой сезонной трудовой миграции возникает проблема резкого увеличения темпа роста населения, что неизменно приведет к усилению миграционного давления на соседние страны. В вышеописанном случае негативное влияние реализуется посредством уничтожения как базисного научно-инновационного элемента, так и связующих звеньев – кадровых ресурсов.

Также не стоит забывать о факторе заинтересованности в наращивании экономических связей среди геополитических игроков вне СНГ, каковыми на текущий момент являются КНР, Турция. Данные государства являются глобальными игроками как на сырьевых, так и на товарных рынках. И если первое возможно использовать в качестве источника недостающих сырьевых ресурсов, то второе является негативным фактором, реализующимся посредством доминирования на рынках соседних государств с постоянно растущим спросом (как в суммарном объеме, так и в соотношении на единицу потребления. Негативное влияние также усугубляется тем, что такие государства – «мишени» внешнего влияния- как Узбекистан, Азербайджан, Туркмения не являются членами ЕАЭС и менее привязаны к общему рынку товаров, капитала, труда, что находит отражение и в доле КНР, Турции в объеме иностранных инвестиций.

4. Для повышения эффективности мер технологической модернизации требуется обеспечить вовлеченность таких игроков, как государственные структуры, включающие органы управления, финансирования и координации инновационных проектов, и частнопредпринимательский сектор.

Основополагающим шагом на пути формирования НПК стран содружества является гармонизация законодательных баз стран-участниц содружества с целью формирования эффективно-работающих норм по объединению рынков ресурсов, труда и капитала. Так как ЕАЭС является своеобразным ядром внутри структуры СНГ, целесообразно применение практик и подходов, реализуемых в рамках ЕАЭС. На современном этапе наиболее актуальный перечень приоритетов ЕАЭС в сфере развития совместного инновационно-технологического комплекса представлен в документе «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года​».

Страны-участницы концентрируют внимание на снижении трансграничных направлений и формировании условий для производственной кооперации, сопряжении мер кредитно-страховой и иной финансовой поддержки, выработке предложений и рекомендаций по научно-техническому сотрудничеству, разработке национальных баз данных по науке по межгосударственному кодификатору. В качестве наиболее востребованных направлений рассматриваются сферы промышленного, сельскохозяйственного и логистического сектора, цифровизация, развитие инфраструктуры НИКОР, ориентированной на создание «зеленых технологий»[3].

Одним из важнейших факторов, способствующих развитию высокотехнологичного сектора, является высокая доля сектора МСП в экономиках стран содружества. В соответствии с данными МЭР на конец 2023 года число граждан, трудоустроенных в секторе МСП составляет 30,6 млн человек или около 40% от общего числа граждан, занятых в экономике. С марта 2022 года по сентябрь 2022 года рост числа регистраций МСП в ЕГРЮЛ составил в среднем 39% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, при этом наибольший показатель зафиксирован в сфере ИТ – 81%. Преимущества МСП определяются его высокой адаптивностью и скоростью управленческих решений, возможностью создания проектов многофункционального назначения[4][5].

Структуру отраслей для развития кооперационных предприятий можно представить в следующей таблице (приложение 2).
В 2022 г. на пространстве ЕАЭС функционировало около 5 217 организаций, выполнявших научные исследования и разработки по секторам деятельности, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками - 726,7 тыс человек (0,78%).

При анализе отдельных показателей становится видно, что на период 2021 и 2022 гг.объем инвестиций в профессиональную, научную и техническую деятельность составил $17 764 млн и $22 878 млн, образование - $7 503 млн и $9 745 млн, затраты на научные исследования и разработки - $18 285 млн и $21 947 млн, затраты на технологические инновации - $ 34 629,8 млн и $ 42 954,9 млн.

Среди отдельных мер стимулирования НПК возможно выделить:
·разработку кросс-отраслевых цифровых экосистем и экосистем сервисов,
·выработку стратегической программы научно-технического развития,
·реализацию соглашения об обороте данных,
·реализацию евразийских технологических платформ (ЕТП).

В качестве мер по регулированию сложившегося рынка труда в странах содружества выдвигаются следующие предложения:

·Разработка ПО для анализа вакансий и профиля соискателей на рынке труда в многофакторном разрезе.
Данная система позволит проводить анализ спроса и предложения на рынке труда в разрезе возрастных групп, уровня образования и квалификации в сформированных субгруппах видов деятельности в соответствии с ОКЗ. Также система позволит проанализировать и сгруппировать основные различия в профиле соискателей с требуемыми запросами работодателей, что позволит решить следующие 2 задачи: краткосрочная – текущий невосполняемый дефицит кадров в стратегических отраслях и контролируемый набор трудовых мигрантов, средне- и долгосрочная – таргетирование рынка труда.

·Разработка методологии таргетирования рынка труда.
Методология базируется на исследовании наиболее перспективных технологий в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью определения ключевых профессиональных и личностных компетенций необходимых в рамках «специальностей будущего». Результаты исследования могут быть использованы для коррекции как действующих образовательных программ, так и в формировании программ дополнительного образования.

·Создание реестра срочных высококвалифицированных вакансий для найма нерезидентов внутри / вне СНГ.
Данная мера призвана выполнить 2 основные задачи: восполнение текущего дефицита кадров в стратегически важных и перспективных областях; формирование кадрового резерва и увеличение эффективности применения практики обмена опытом в рамках смежных индустрий.

Актуальные меры поддержки социально-экономической интеграции в краткосрочной и среднесрочной перспективах:
·Налоговые льготы по оплате труда инженерных и конструкторских кадров, соответствующих конкретным профессиональным стандартам;

·Стимулирование технологических разработок на базе ВУЗов при снижении бюрократической нагрузки;

Также считаем целесообразным развитие практики хакатонов и поддержки стартапов среди школьников и студентов путем включения в программу кураторства посредством корпораций для МСП, заключения партнерских соглашений с крупными предприятиями стратегических отраслей. К примеру, серийный выпуск микросхем по топологии 65 нм мог бы быть освоен гораздо ранее 2028 года.

·Поддержка формирования и развития технических кадров (программы поддержки молодых специалистов, налоговые льготы и т.д.).

Предлагаем начать внедрение синхронизации образовательно-производственных программ Союзного государства с наиболее востребованных инженерных специальностей. В частности, нехватка инженерных кадров в области микроэлектроники в РФ могла бы быть компенсирована за счет трудоустройства выпускников ВУЗов из РБ.

·Создание отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ) по направлениям деятельности для стран СНГ;

·Предоставление качественной информации по сопровождению международных проектов;

·Создание площадок для взаимодействия промышленных предприятий на региональном уровне.

5. На основе предложенных мер сформирована дорожная карта по их реализации

[1] https://new.cisstat.org/web/guest
[2] https://new.cisstat.org/web/guest
[3] https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5b7/1.1.3-Doklad-forsayt-_8.1.3-_1_.pdf
[4] Эксперты назвали самые популярные сферы у малого бизнеса на фоне санкций. РБК, 17.11.2022. Experts have named the most popular spheres of small business in the conditions of sanctions. RBC, 17.11.2022 (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/economics/17/11/2022/6374d7ba9a79475924be8883 (accessed 18.03.2024)
[5] Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // Московский экономический журнал. 2023. № 4. Takmasheva I.V. The development of SME in Russia in the conditions of sanctions. / Moscovskiy ekonomicheskiy jurnal. N.4, 2023. (In Russ.). Available at: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal4-2023-33/ (accessed 25.03.2024)

Таблица 2. SWOT-анализ экономических моделей стран СНГ и ассоциированных участников (составлено автором).