В структуре экспорта стран-участниц СНГ превалируют такие товарные группы как нефть и нефтепродукты (42314 млн.дол), уголь каменный -28446 млн.дол, газ природный – 13668 млн.дол, руды и концентраты железные – 11597 млн.дол, злаки – 8729 млн дол
[1]. Несмотря на ведение санкций в отношении энергетического сектора РФ, начиная от непосредственного участия в акционерном капитале российских энергетических компаний в сентябре 2014г. и заканчивая запретом импорта энергоресурсов на территорию ЕС, высокая доля экспорта поддерживается за счет диверсификации рынков сбыта. Однако в среднесрочной перспективе возможен резкий спад объемов поставок, так как санкции введены также в отношении поставок оборудования и электроники, используемой в процессе добычи нефти и производства нефтепродуктов.
В соответствии с данными МСК СНГ за 2023 год наибольшую долю в структуре импорта стран содружества занимали такие позиции как медикаменты (37791 млн.долл.), машины и оборудование (26929 млн.дол), из которых на вычислительную технику -7251 млн.дол., автомобили -3058 млн.дол
[2]. Стоит подчеркнуть, что данные товарные позиции были импортированы вне стран содружества, что увеличивает риски снижения темпов роста экономики в случае применения вторичных санкций. Существенным вызовом является также «монополия» государств на поставки некоторых видов высокотехнологичной продукции. Данная задача частично решается за счет параллельного импорта, но риск единовременного введения вторичных и третичных санкций остается высоким. Таким образом, негативное влияние ограничительных мер реализуется непосредственно на территориальный (ресурсный) элемент, что приводит к снижению конкурентоспособности продукта, а в максимальном негативном сценарии – невозможности реализации продукции как таковой.
Краеугольным камнем импортозамещения является также санкционное давление в отношении финансовой системы в целом, и трансграничных платежей в частности. Если вопрос осуществления доступа к заемным ресурсам удалось решить за счет внутренних ресурсов – доля внешнего долга в структуре ВВП стран-участниц СНГ в большинстве не превышает уровня в 35%, то осуществление трансграничных платежей сталкивается с серьезными затруднениями. Структура СНГ является по сути двуслойной, состоящей из стран-участниц ЕАЭС и стран, не входящих в его состав. Если в отношении первой группы удалось увеличить долю расчетов в национальных валютах, то в отношении 2-ой группы значительные затруднения связаны с высокой долей использования USD/EUR за счет операции со странами вне СНГ. Также вторичное санкционное давление распространяется на транзакции с иностранной валютой, осуществленной вне рамок использования SWIFTпосредством блокировки ее дальнейшего использования банками-бенефициарами, что требует интенсивного внедрения цифровых технологий – как использование CBDC, ЦФА в осуществлении транзакций. Негативное влияние санкций реализуется посредством завышения косвенных затрат (цена) и каналов доступа к продукту (объем потребления).
Одним из наиболее уязвимых факторов для устойчивого и динамичного развития экономики содружества является демографический и кадровый вопросы. За исключением стран СА, наблюдается снижение коэффициента естественного прироста населения, что негативно сказывается на общем количестве экономически активного населения. Также остро стоит вопрос старения населения, что неизбежно приведет либо к дополнительной нагрузке на пенсионную систему, либо к повышению пенсионного ценза. На текущий момент по данным Росстата, совокупный уровень безработицы составляет 4,2% -минимальный с 2010 года. Согласно данным ВЦИОМ наблюдается дисбаланс рынка труда по спросу и предложению специальностей: дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, что подтверждается данными Росстата по снижению количества выпускников средне-профильных учебных заведений в период с 2017 года. В то же время, количество выпускников ВУЗов неуклонно растет в параллели со снижением показателя трудоустройства по специальности. Для стран же Средней Азии наряду с укоренившейся проблемой сезонной трудовой миграции возникает проблема резкого увеличения темпа роста населения, что неизменно приведет к усилению миграционного давления на соседние страны. В вышеописанном случае негативное влияние реализуется посредством уничтожения как базисного научно-инновационного элемента, так и связующих звеньев – кадровых ресурсов.
Также не стоит забывать о факторе заинтересованности в наращивании экономических связей среди геополитических игроков вне СНГ, каковыми на текущий момент являются КНР, Турция. Данные государства являются глобальными игроками как на сырьевых, так и на товарных рынках. И если первое возможно использовать в качестве источника недостающих сырьевых ресурсов, то второе является негативным фактором, реализующимся посредством доминирования на рынках соседних государств с постоянно растущим спросом (как в суммарном объеме, так и в соотношении на единицу потребления. Негативное влияние также усугубляется тем, что такие государства – «мишени» внешнего влияния- как Узбекистан, Азербайджан, Туркмения не являются членами ЕАЭС и
менее привязаны к общему рынку товаров, капитала, труда, что находит отражение и в доле КНР, Турции в объеме иностранных инвестиций.
4. Для повышения эффективности мер технологической модернизации требуется обеспечить вовлеченность таких игроков, как государственные структуры, включающие органы управления, финансирования и координации инновационных проектов, и частнопредпринимательский сектор.
Основополагающим шагом на пути формирования НПК стран содружества является гармонизация законодательных баз стран-участниц содружества с целью формирования эффективно-работающих норм по объединению рынков ресурсов, труда и капитала. Так как ЕАЭС является своеобразным ядром внутри структуры СНГ, целесообразно применение практик и подходов, реализуемых в рамках ЕАЭС. На современном этапе наиболее актуальный перечень приоритетов ЕАЭС в сфере развития совместного инновационно-технологического комплекса представлен в документе «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
Страны-участницы концентрируют внимание на снижении трансграничных направлений и формировании условий для производственной кооперации, сопряжении мер кредитно-страховой и иной финансовой поддержки, выработке предложений и рекомендаций по научно-техническому сотрудничеству, разработке национальных баз данных по науке по межгосударственному кодификатору. В качестве наиболее востребованных направлений рассматриваются сферы промышленного, сельскохозяйственного и логистического сектора, цифровизация, развитие инфраструктуры НИКОР, ориентированной на создание «зеленых технологий»
[3].
Одним из важнейших факторов, способствующих развитию высокотехнологичного сектора, является высокая доля сектора МСП в экономиках стран содружества. В соответствии с данными МЭР на конец 2023 года число граждан, трудоустроенных в секторе МСП составляет 30,6 млн человек или около 40% от общего числа граждан, занятых в экономике. С марта 2022 года по сентябрь 2022 года рост числа регистраций МСП в ЕГРЮЛ составил в среднем 39% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, при этом наибольший показатель зафиксирован в сфере ИТ – 81%. Преимущества МСП определяются его высокой адаптивностью и скоростью управленческих решений, возможностью создания проектов многофункционального назначения
[4][5].
Структуру отраслей для развития кооперационных предприятий можно представить в следующей таблице (приложение 2).
В 2022 г. на пространстве ЕАЭС функционировало около 5 217 организаций, выполнявших научные исследования и разработки по секторам деятельности, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками - 726,7 тыс человек (0,78%).
При анализе отдельных показателей становится видно, что на период 2021 и 2022 гг.объем инвестиций в профессиональную, научную и техническую деятельность составил $17 764 млн и $22 878 млн, образование - $7 503 млн и $9 745 млн, затраты на научные исследования и разработки - $18 285 млн и $21 947 млн, затраты на технологические инновации - $ 34 629,8 млн и $ 42 954,9 млн.
Среди отдельных мер стимулирования НПК возможно выделить:
·
разработку кросс-отраслевых цифровых экосистем и экосистем сервисов, ·
выработку стратегической программы научно-технического развития, ·
реализацию соглашения об обороте данных, ·
реализацию евразийских технологических платформ (ЕТП).
В качестве мер по регулированию сложившегося рынка труда в странах содружества выдвигаются следующие предложения:
·
Разработка ПО для анализа вакансий и профиля соискателей на рынке труда в многофакторном разрезе.Данная система позволит проводить анализ спроса и предложения на рынке труда в разрезе возрастных групп, уровня образования и квалификации в сформированных субгруппах видов деятельности в соответствии с ОКЗ. Также система позволит проанализировать и сгруппировать основные различия в профиле соискателей с требуемыми запросами работодателей, что позволит решить следующие 2 задачи: краткосрочная – текущий невосполняемый дефицит кадров в стратегических отраслях и контролируемый набор трудовых мигрантов, средне- и долгосрочная – таргетирование рынка труда.
·
Разработка методологии таргетирования рынка труда.Методология базируется на исследовании наиболее перспективных технологий в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью определения ключевых профессиональных и личностных компетенций необходимых в рамках «специальностей будущего». Результаты исследования могут быть использованы для коррекции как действующих образовательных программ, так и в формировании программ дополнительного образования.
·
Создание реестра срочных высококвалифицированных вакансий для найма нерезидентов внутри / вне СНГ.Данная мера призвана выполнить 2 основные задачи: восполнение текущего дефицита кадров в стратегически важных и перспективных областях; формирование кадрового резерва и увеличение эффективности применения практики обмена опытом в рамках смежных индустрий.
Актуальные меры поддержки социально-экономической интеграции в краткосрочной и среднесрочной перспективах:·Налоговые льготы по оплате труда инженерных и конструкторских кадров, соответствующих конкретным профессиональным стандартам;
·Стимулирование технологических разработок на базе ВУЗов при снижении бюрократической нагрузки;
Также считаем целесообразным развитие практики хакатонов и поддержки стартапов среди школьников и студентов путем включения в программу кураторства посредством корпораций для МСП, заключения партнерских соглашений с крупными предприятиями стратегических отраслей. К примеру, серийный выпуск микросхем по топологии 65 нм мог бы быть освоен гораздо ранее 2028 года.
·Поддержка формирования и развития технических кадров (программы поддержки молодых специалистов, налоговые льготы и т.д.).
Предлагаем начать внедрение синхронизации образовательно-производственных программ Союзного государства с наиболее востребованных инженерных специальностей. В частности, нехватка инженерных кадров в области микроэлектроники в РФ могла бы быть компенсирована за счет трудоустройства выпускников ВУЗов из РБ.
·Создание отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ) по направлениям деятельности для стран СНГ;
·Предоставление качественной информации по сопровождению международных проектов;
·Создание площадок для взаимодействия промышленных предприятий на региональном уровне.
5. На основе предложенных мер сформирована дорожная карта по их реализации
[1] https://new.cisstat.org/web/guest
[2] https://new.cisstat.org/web/guest
[3] https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5b7/1.1.3-Doklad-forsayt-_8.1.3-_1_.pdf
[4] Эксперты назвали самые популярные сферы у малого бизнеса на фоне санкций. РБК, 17.11.2022. Experts have named the most popular spheres of small business in the conditions of sanctions. RBC, 17.11.2022 (In Russ.). Available at:
https://www.rbc.ru/economics/17/11/2022/6374d7ba9a79475924be8883 (accessed 18.03.2024)
[5] Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // Московский экономический журнал. 2023. № 4. Takmasheva I.V. The development of SME in Russia in the conditions of sanctions. / Moscovskiy ekonomicheskiy jurnal. N.4, 2023. (In Russ.). Available at: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal4-2023-33/ (accessed 25.03.2024)