ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА
ПОСЛЕ ДЕМОНТАЖА СССР
Демонтаж СССР в 1991 году стал не только крупнейшей геополитической катастрофой, военным преступлением, грубым нарушением закона Советского Союза, норм международного права, но и поворотным моментом в истории международных отношений, приведя к кардинальным изменениям в геополитической структуре мира. Это событие ознаменовало конец биполярной системы и породило новую эру в мировой политике. Запад и прежде всего либерализм праздновали победу, о чём возвестил в своём произведении «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма. В своей книге Фукуяма утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства.
После демонтажа СССР в 1991 году Советская технологическая зона была поглощена Американской технологической зоной, все элиты государств Евразии были вынуждены выстраивать свою политику в соответствии с так называемым миропорядком, «основанным на правилах», англо-американских правилах, иначе говоря, встраиваться самостоятельно или быть насильно встроенными (Югославия, Ирак, Ливия) в международную систему разделения труда, что не могло не сказаться на их внешнеполитической позиции.
В этих условиях в государстве либо формируется национально-ориентированная элита, либо её место неизбежно займут транснациональные компрадоры – имитаторы государственности, которые были поставлены для сохранения страны в рамках международной системы разделения труда и точно не для адекватной оценки трансформации мирового порядка, места и роли ключевых игроков. Это наиболее ярко видно на примере стран Прибалтики.
Однако период однополярного мира оказался недолговечным. Вскоре начал формироваться полицентричный миропорядок, характеризующийся появлением нескольких центров силы. Стало очевидно, что мир не может существовать под контролем и по принципам одной стороны. Для достижения и сохранения стабильности и безопасности необходимо учитывать интересы всех участников международных отношений.
Особую роль в этом процессе играет Евразийский континент, где сосредоточены основные тенденции международной жизни. Россия, Китай и Индия – ключевые акторы геополитических процессов постепенно становятся центрами силы. Возрастает значение таких региональных держав, как Иран, Турция и Пакистан. Все более очевидным становится тот факт, что вопросы стабильности и экономического роста во многом зависят от ситуации в Центральной Азии и Афганистане.
Период распада постбиполярной системы европейской и мировой безопасности прошел два этапа: 1989-2008 и 2008-2022 годы. Первый этап характеризовался последствиями демонтажа СССР и поглощением Советской технологической зоны Американской. Это время отмечено насаждением либерализма и «миропорядка, основанного на правилах» в отношении стран, отказавшихся добровольно встраиваться в международную систему разделения труда.
Второй этап, начавшийся с кризиса 2008 года, ознаменовался периодом вялотекущей нестабильности и началом терминальной фазы падения Бреттон-Вудской долларовой модели. Этот период характеризуется ростом напряженности в отношениях между Россией и Западом, что значительно повлияло на внешнеполитические стратегии постсоветских государств.
Следует упомянуть также о том, что как таковой эскалации в понимании терминов времен Холодной войны между Россией и Западом нет. Сегодня мы имеем дело скорее с «Пост-Западом». Откровенно говоря, то положение, которое сложилось сегодня в мире, те элитные расклады, которые в ближайшее время могут измениться ведут скорее не к усугублению эскалации между США и Россией, а наоборот к их тактическому сотрудничеству.
В условиях формирования нового полицентричного мироустройства страны постсоветского пространства стремятся адаптировать свои внешнеполитические стратегии к меняющимся реалиям. Это выражается в развитии многовекторной политики, участии в различных интеграционных объединениях и попытках балансирования между интересами крупных геополитических игроков.
Важно отметить, что трансформация мирового порядка продолжается, и мы наблюдаем процесс формирования новой геополитической реальности. В этих условиях роль постсоветских государств, особенно стран Центральной Азии, становится все более значимой в контексте обеспечения региональной стабильности и развития международного сотрудничества.