ДОКЛАД

аналитической группы №2.1

Форума молодых международников СНГ

2024

Сближение внешнеполитических стратегий

государств постсоветской Евразии

Сближение внешнеполитических стратегий, ориентиров и дипломатических практик

государств постсоветской Евразии в условиях формирования полицентричного мироустройства

АВТОРЫ ДОКЛАДА
  • ГАФАРОВ
    Исломхон Нозимхонович
    Старший научный сотрудник Центра изучения Афганистана и Южной Азии Института перспективных международных исследований, Аспирант Университета мировой экономики и дипломатии.
    Узбекистан, Ташкент.
  • ЮСУФИ
    Фарзонаи Шухрат
    Младший научный сотрудник Отдела Европы Института изучения проблем стран Азии и Европы Академии наук Республики Таджикистан.
    Таджикистан, Душанбе.
  • МАРЧЕНКО
    Михаил Анатольевич
    Бакалавр Факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств; Общественный деятель, Белорусское философское общество.
    Беларусь, Минск.
  • ШИРОКОСТЮК
    Никита Алексеевич
    Студент специалитета Юридического факультета Среднерусского института управления РАНХиГС.
    Казахстан.
  • ОГЛУКОВА
    Мадина Джамилевна
    Студентка бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО.
    Таджикистан, Душанбе.
  • ЛАРИОНОВ
    Евгений Владимирович
    Студент бакалавриата Факультет истории и межкультурных коммуникаций Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.
    Беларусь, Гомель.
Презентация

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА

ПОСЛЕ ДЕМОНТАЖА СССР


Демонтаж СССР в 1991 году стал не только крупнейшей геополитической катастрофой, военным преступлением, грубым нарушением закона Советского Союза, норм международного права, но и поворотным моментом в истории международных отношений, приведя к кардинальным изменениям в геополитической структуре мира. Это событие ознаменовало конец биполярной системы и породило новую эру в мировой политике. Запад и прежде всего либерализм праздновали победу, о чём возвестил в своём произведении «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма. В своей книге Фукуяма утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства.

После демонтажа СССР в 1991 году Советская технологическая зона была поглощена Американской технологической зоной, все элиты государств Евразии были вынуждены выстраивать свою политику в соответствии с так называемым миропорядком, «основанным на правилах», англо-американских правилах, иначе говоря, встраиваться самостоятельно или быть насильно встроенными (Югославия, Ирак, Ливия) в международную систему разделения труда, что не могло не сказаться на их внешнеполитической позиции.

В этих условиях в государстве либо формируется национально-ориентированная элита, либо её место неизбежно займут транснациональные компрадоры – имитаторы государственности, которые были поставлены для сохранения страны в рамках международной системы разделения труда и точно не для адекватной оценки трансформации мирового порядка, места и роли ключевых игроков. Это наиболее ярко видно на примере стран Прибалтики.

Однако период однополярного мира оказался недолговечным. Вскоре начал формироваться полицентричный миропорядок, характеризующийся появлением нескольких центров силы. Стало очевидно, что мир не может существовать под контролем и по принципам одной стороны. Для достижения и сохранения стабильности и безопасности необходимо учитывать интересы всех участников международных отношений.

Особую роль в этом процессе играет Евразийский континент, где сосредоточены основные тенденции международной жизни. Россия, Китай и Индия – ключевые акторы геополитических процессов постепенно становятся центрами силы. Возрастает значение таких региональных держав, как Иран, Турция и Пакистан. Все более очевидным становится тот факт, что вопросы стабильности и экономического роста во многом зависят от ситуации в Центральной Азии и Афганистане.
Период распада постбиполярной системы европейской и мировой безопасности прошел два этапа: 1989-2008 и 2008-2022 годы. Первый этап характеризовался последствиями демонтажа СССР и поглощением Советской технологической зоны Американской. Это время отмечено насаждением либерализма и «миропорядка, основанного на правилах» в отношении стран, отказавшихся добровольно встраиваться в международную систему разделения труда.

Второй этап, начавшийся с кризиса 2008 года, ознаменовался периодом вялотекущей нестабильности и началом терминальной фазы падения Бреттон-Вудской долларовой модели. Этот период характеризуется ростом напряженности в отношениях между Россией и Западом, что значительно повлияло на внешнеполитические стратегии постсоветских государств.

Следует упомянуть также о том, что как таковой эскалации в понимании терминов времен Холодной войны между Россией и Западом нет. Сегодня мы имеем дело скорее с «Пост-Западом». Откровенно говоря, то положение, которое сложилось сегодня в мире, те элитные расклады, которые в ближайшее время могут измениться ведут скорее не к усугублению эскалации между США и Россией, а наоборот к их тактическому сотрудничеству.

В условиях формирования нового полицентричного мироустройства страны постсоветского пространства стремятся адаптировать свои внешнеполитические стратегии к меняющимся реалиям. Это выражается в развитии многовекторной политики, участии в различных интеграционных объединениях и попытках балансирования между интересами крупных геополитических игроков.
Важно отметить, что трансформация мирового порядка продолжается, и мы наблюдаем процесс формирования новой геополитической реальности. В этих условиях роль постсоветских государств, особенно стран Центральной Азии, становится все более значимой в контексте обеспечения региональной стабильности и развития международного сотрудничества.

МНОГОВЕКТОРНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН


Многовекторность стала ключевой характеристикой внешнеполитических стратегий большинства средних и малых государств постсоветской Евразии. Эта политика направлена на развитие внешнеполитических контактов с максимально широким кругом иностранных государств и всеми ведущими мировыми державами.

Основные цели такого внешнеполитического курса включают:

1.В экономической сфере:
●Получение доступа к рынкам товаров, услуг и технологий;
●Привлечение капитала в виде инвестиций и помощи;
●Доступ к рынку труда для перераспределения трудовых ресурсов.

2.В сфере безопасности:
●Предотвращение внешней агрессии;
●Стабилизация очагов напряженности на сопредельных территориях;
●Недопущение дестабилизации внутриполитической обстановки.

3.В культурно-гуманитарной сфере:
●Защита и продвижение базовых ценностей;
●Сохранение культурной идентичности.

Многовекторная политика реализуется через взаимодействие с ключевыми геополитическими игроками:

1.Запад (США, Англия и их союзники):
●Экономическое сотрудничество и импорт технологий;
●Ограниченный доступ к рынку труда;
●Политические реформы и продвижение демократических ценностей.

2.Китай:
●Привлечение инвестиций;
●Участие в крупных экономических проектах (например, «Один Пояс и Один Путь»);
●Отсутствие политических требований.

3.Россия:
●Участие в интеграционных проектах (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ);
●Экономическое сотрудничество и доступ к рынку труда;
●Культурно-историческое взаимодействие;
●Импорт безопасности.

Страны Центральной Азии и Республика Азербайджан демонстрируют наиболее яркие примеры многовекторной политики в стиле Турецкой Республики, вот уже более 70 лет проводящей национально-ориентированную политику и занимающуюся строительством и укреплением национального государства. Характерная черта такого положения дел – стремление поддерживать конструктивное взаимодействие с Западом, в том числе в урегулировании санкционных вопросов, при одновременном развитии отношений с Россией и Китаем.

Важным аспектом многовекторной политики стало участие в различных региональных форматах, таких как «Россия + Центральная Азия», «Китай + Центральная Азия», Консультативные встречи глав государств стран Центральной Азии. Эти платформы позволяют странам координировать свои позиции по ключевым региональным вопросам.

Однако многовекторность имеет и свои ограничения. В период обострения отношений между Россией и Западом некоторым странам стало сложнее балансировать между различными центрами силы. Это привело к формированию нескольких групп стран с различными внешнеполитическими ориентациями. Более того, у многовекторности есть один существенный недостаток – она зависит от субъектности правящей элиты государства. Иначе говоря, если легитимность власти и идущую рядом с ней собственность элиты определяет и гарантирует один единственный, чаще всего зарубежный центр (одна единственная система / экономическая модель или глобальный проект), то сотрудничество в среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможно.

Несмотря на вызовы, многовекторная политика остается ключевым инструментом для постсоветских стран в обеспечении своих национальных интересов и сохранении стабильности в регионе. Она позволяет им адаптироваться к меняющимся геополитическим реалиям и использовать возможности, которые предоставляют различные международные партнеры.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

(СНГ, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, ОТГ).


После демонтажа СССР на постсоветском пространстве начали формироваться различные интеграционные объединения, призванные сохранить и развить экономические, политические и культурные связи между бывшими советскими республиками. Основными такими организациями стали:

Содружество Независимых Государств (СНГ): создано сразу после демонтажа СССР. СНГ стало платформой для сохранения связей и координации политических курсов новых независимых государств.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): объединяет не только постсоветские страны, но и Китай, Индию, Пакистан. ШОС стала важной площадкой для обсуждения вопросов безопасности, экономического сотрудничества и борьбы с терроризмом в Евразии.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС): экономическое объединение, нацеленное на углубление экономической интеграции и создание единого рынка между участниками.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Военно-политический союз, направленный на обеспечение безопасности стран-участниц.

Организация Тюркских Государств (ОТГ): объединяет тюркоязычные страны, включая некоторые постсоветские республики. Способствует культурному и экономическому сотрудничеству, однако, в большей степени является инструментом воплощения османских амбиций Турции и расширения её влияния в регионе.

Эти организации стали важными платформами для выработки общих подходов к решению региональных проблем. Например, в рамках ШОС активно обсуждаются вопросы стабилизации ситуации в Афганистане и борьбы с терроризмом. ЕАЭС способствует экономической интеграции и развитию торговых связей между участниками.

Кроме того, формируются новые форматы взаимодействия, такие как «Россия + Центральная Азия», «Китай + Центральная Азия», а также Консультативные встречи глав государств стран Центральной Азии. Эти платформы позволяют более гибко и эффективно решать региональные вопросы.

Интеграционные процессы способствуют сближению внешнеполитических стратегий постсоветских стран, особенно в таких сферах, как борьба с терроризмом, развитие транспортных коридоров, энергетическое сотрудничество и экономическая интеграция. Однако сохраняются и различия в подходах, обусловленные национальными интересами и геополитическими ориентациями отдельных стран.

В целом, региональные организации играют важную роль в формировании новой архитектуры безопасности и сотрудничества в Евразии, способствуя выработке общих позиций по ключевым вопросам международной повестки дня.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН С КЛЮЧЕВЫМИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМИ ИГРОКАМИ (РОССИЯ, США, КИТАЙ).


1. Отношения с Россией:

●Россия остается важным стратегическим партнером для многих постсоветских стран, особенно в рамках СНГ, ЕАЭС и ОДКБ;
●Предоставляет преференции в экономической сфере и гарантии безопасности;
●Инвестирует в экономику многих постсоветских республик.
После начала украинского кризиса и, особенно, Специальной военной операции некоторые страны (например, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика) усилили сотрудничество с Россией, в то время как другие пытаются сохранить нейтралитет, скрывая под маской многовекторности своё нежелание принимать решение о принадлежности своего государства какой бы то ни было орбите влияния.

2.Отношения с США:
●США активно развивали отношения с постсоветскими странами после демонтажа СССР, продвигая идеи демократии и рыночной экономики;
●Особенно усилились контакты после начала войны в Афганистане в 2001 году, что привело к сотрудничеству в сферах безопасности, контртерроризма, экономики;
●Создан формат «С5+1» для диалога США со странами Центральной Азии;
Однако влияние США в регионе несколько снизилось после вывода войск из Афганистана в 2021 году. США часто выдвигают требования по проведению институциональных реформ, продвижению демократических ценностей и, в особенности, соблюдения прав человека.

3.Отношения с Китаем:
●Влияние Китая в регионе значительно возросло с запуском инициативы «Один пояс и Один путь» в 2013 году;
●Китай стал важным экономическим партнером и инвестором для многих постсоветских стран;
●Создан формат «Китай + Центральная Азия» для обсуждения региональных вопросов;
Отмечаются как преимущества (инвестиции, экономическое развитие), так и риски сотрудничества с Китаем (растущий торговый дефицит, зависимость от китайской рабочей силы в некоторых проектах). Важно отметить, что Китай, в отличие от западных стран, не выдвигает политических требований к своим партнерам.

Важно отметить, что многие постсоветские страны стремятся проводить многовекторную внешнюю политику, балансируя между интересами этих трех ключевых игроков.

Это позволяет им:
●Диверсифицировать экономические связи и источники инвестиций;
●Обеспечивать безопасность через участие в различных форматах сотрудничества;
●Сохранять определенную степень независимости в принятии внешнеполитических решений.

Однако в условиях растущей напряженности между альянсом консервативных сил и либералами некоторым странам становится все труднее поддерживать этот баланс. Страны Центральной Азии и Азербайджан пока сохраняют возможность конструктивного взаимодействия со всеми сторонами, однако, близится момент принятия решения о принадлежности своего государства одной из сторон.

АФГАНСКИЙ ФАКТОР

И ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Афганистан играет одну из ключевых ролей в вопросах безопасности на постсоветском пространстве, особенно после вывода американских войск и прихода к власти Талибана в 2021 году. Постсоветские страны проявляют прагматичный подход к взаимодействию с Талибаном, признавая его реальной властью в Афганистане. Этот подход был подтвержден на Саммите ШОС в Астане в 2024 году, где участники приняли декларацию, определяющую будущие подходы к Афганистану.

Стабильность в Афганистане напрямую влияет на безопасность региона. Активизация террористических группировок, таких как Аль-Каида и ИГИЛ-Хорасан, вызывает серьезное беспокойство у соседних стран. Террористические атаки в Москве в марте текущего года подчеркивают необходимость внимания мирового сообщества к ситуации в Афганистане и активизации борьбы с терроризмом.

Кроме того, Афганистан является важным транзитным коридором, соединяющим Центральную Азию с Южной Азией. Проекты, такие как Трансафганский коридор, играют значительную роль в развитии транспортных связей и экономического взаимодействия на континенте. Однако их реализация зависит от стабильности и безопасности в Афганистане.

Постсоветские страны также поддерживают создание инклюзивного правительства в Афганистане, которое будет учитывать интересы всех политических и этнических группировок. Только такое правительство сможет обеспечить долгосрочную стабильность, социальное равенство в стране и активную борьбу с салафизмом.

Таким образом, Афганистан остается важным фактором в региональной безопасности, требующим координированных усилий и активного участия постсоветских стран для стабилизации ситуации и предотвращения угроз, исходящих с его территории.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИНТЕГРАЦИЯ

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Экономическое сотрудничество и интеграция на постсоветском пространстве осуществляются через многосторонние организации, такие как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), и Содружество Независимых Государств (СНГ). Эти структуры способствуют углублению экономических связей между странами региона и обеспечивают платформы для обсуждения и решения общих проблем.

Одним из ключевых факторов, способствующих экономической интеграции, являются исторические и культурные связи между постсоветскими странами. Общая история, культурное сходство и в некоторых случаях схожесть политических систем облегчают установление экономических связей и взаимодействие на различных уровнях. Однако существуют и препятствия, такие как различия в экономическом потенциале и внешнеполитических приоритетах стран, которые необходимо преодолевать для достижения более тесного сотрудничества.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры также играет важную роль в экономическом сотрудничестве на постсоветском пространстве. Реализуются крупные проекты, такие как Срединный коридор, Север-Юг и Трансафганский коридор, которые способствуют улучшению транспортных связей и торговых маршрутов между странами региона. Россия, страны Центральной Азии и Иран являются ключевыми участниками этих проектов, что подчеркивает их важность для регионального развития.

Страны постсоветского пространства активно сотрудничают в сфере энергетики, контртерроризма, экологической безопасности и борьбы с наркотрафиком. Участие в таких платформах, как ОПЕК+ и Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, способствует укреплению экономических связей и решению общих проблем в области энергетики и безопасности.
Таким образом, экономическое сотрудничество и интеграция на постсоветском пространстве продолжают развиваться, несмотря на существующие вызовы. Общие исторические и культурные связи, а также совместные экономические проекты и инициативы способствуют укреплению регионального взаимодействия и стабильности.

ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА


Интересы и видения постсоветских стран и в целом стран Евразии совпадают в развитии транспортно-логистических путей. Выход в южные морские порты, а также развитие сухопутных путей по суперконтиненту служат на благо всех сторон. На сегодняшний день реализуются следующие крупные проекты: Срединный коридор, Север-Юг, Трансафганский коридор и другие.
В соединении суперконтинента сухопутными путями Россия является одной из стран-акселераторов. Страны Центральной Азии и Иран являются транзитными территориями для экспорта российской нефти на индийский рынок. Официальные данные показывают, что с января по сентябрь 2023 года Индия приобрела у России 69,06 миллиона тонн нефти, что почти сопоставимо с Китаем.

Дальнейшее укрепление этих связей будет происходить за счет ускорения транспортно-логистических коридоров. С этой целью Россия, Индия и Иран развивают международный транспортный коридор «Север-Юг» (INSTC), где основным связующим звеном станет иранский порт Чабахар. Освобождение порта Чабахар от западных санкций представляет большую возможность для экономического развития формата Россия – Центральная Азия – Иран – Индия на Евразийском континенте.

Кроме того, страны Центральной Азии, Закавказья и Россия поддерживают проект Трансафганского коридора. Реализация проекта может обеспечить быструю транспортировку товаров в порты Индийского океана, такие как Касим, Гвадар и Карачи. Помимо этого, он может увеличить товарооборот внутри континента и тем самым превратить регион Центральной Азии в транзитную территорию.

Если от проектов «Север-Юг» и Трансафганского коридора Россия, Беларусь, Иран, Индия и Пакистан выигрывают в сфере товарооборота, то страны Центральной Азии и Закавказья могут превратиться в новый логистический хаб. Это не только экономически выгодные проекты, но и важные с точки зрения обеспечения стабильности в регионе.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ

(ТЕРРОРИЗМ, НАРКОТРАФИК)


Терроризм
Наблюдается, что активность террористических группировок, таких как Аль-Каида и ИГИЛ-Хорасан, усиливаются. Террористические атаки в Москве в марте текущего года подтверждают необходимость внимания мирового сообщества к ситуации в Афганистане и, особенно, в регионе Бадахшан, а также совместных усилий по борьбе с терроризмом.
Организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Содружество Независимых Государств (СНГ), играют важную роль в координации антитеррористических усилий на постсоветском пространстве. Совместные учения и обмен информацией между странами-участницами способствуют повышению эффективности борьбы с терроризмом.

Наркотрафик
Афганистан также является крупным производителем опиатов, и наркотрафик через его территорию представляет серьезную угрозу для стран постсоветского пространства. Наркомания и связанные с ней преступления создают значительную социальную и экономическую нагрузку на эти страны.

Для борьбы с наркотрафиком постсоветские страны сотрудничают с международными организациями и проводят совместные операции по перехвату наркотиков и уничтожению нарколабораторий. Важную роль в этом процессе играют такие организации, как ШОС и СНГ, которые создают платформы для сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком и обмена оперативной информацией.

Вызовы и угрозы безопасности, такие как терроризм и наркотрафик, требуют координированных усилий и активного взаимодействия между странами постсоветского пространства и их международными партнерами. Организации, такие как ШОС и СНГ, играют ключевую роль в этом процессе, способствуя укреплению региональной безопасности и стабильности.

ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ

СТРАТЕГИЙ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН


Стратегию государства отражает его политический курс, которого методично придерживается правящая элита в течение достаточного количества времени в условиях внутриэлитного консенсуса. Сближение внешнеполитических стратегий постсоветских стран является сложным и многогранным процессом, включающим множество факторов и направлений. Этот процесс отражает стремление стран адаптироваться к новым реалиям международных отношений и укрепить свои позиции в глобальном мире.

Исторический и культурный контекст.
Демонтаж Советского Союза привел к образованию нового политико-географического региона, объединяющего бывшие советские республики за исключением стран Балтии. Общая история, культурное сходство и в некоторых случаях схожесть политических систем способствуют сближению внешнеполитических стратегий этих стран.

Полицентричное мироустройство.
В условиях полицентричного мира, где власть и влияние распределены между несколькими государствами и негосударственными внеинституциональными акторами, страны постсоветского пространства стремятся адаптировать свои внешнеполитические стратегии для более эффективного реагирования на глобальные вызовы и возможности. Это подразумевает укрепление дипломатических связей, разработку совместных подходов к укреплению региональной безопасности и экономическому развитию.

Роль Центральной Азии.
Центральная Азия занимает важное положение в сближении внешнеполитических курсов постсоветских республик. Этот регион может выступить связующим звеном России с Южной Азией, Ближним Востоком и Западом, что способствует укреплению доверия и сотрудничества между странами региона.

Многовекторная внешняя политика.
Страны постсоветской Евразии развивают многовекторную внешнюю политику, стремясь не ограничиваться одними партнерами, а налаживать отношения с различными государствами и международными организациями. Это позволяет им сбалансировать свои интересы и избегать прямого противостояния с крупными державами.

Экономическая интеграция и сотрудничество.
Развитие экономических связей способствует укреплению безопасности и стабильности в регионе. Организации, такие как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, играют важную роль в этом процессе, обеспечивая платформы для многостороннего сотрудничества. В рамках таких объединений, в перспективе ближайшего будущего, возможно формирование новых резервных валют и своих собственных систем оценивания и страхования, единого клирингового центра расчётов, состоящего из национальных валют и обеспечивающего систему клиринговых расчётов. В конечном итоге формирование альтернативы мировой долларовой системе.

Роль России.
Россия как одна из главных стран, выступающая за интеграционные процессы в Евразии, может стать главным покровителем и основным бенефициаром ключевых событий суперконтинента. Она поддерживает почти все логистические проекты внутри континента: «Север-Юг», «Один пояс и Один путь», Трансафганский коридор и др. Помимо этого, Россия является локомотивом таких платформ как СНГ, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и др. Такой потенциал превращает её в одного из главных центров интеграции Евразии с перспективой в ближайшем будущем сформировать глобальную Евразийскую зону.

Влияние Китая.
В условиях эскалации противостояния Запада с «Глобальным югом» Китай может стать надежным союзником в формировании скоординированных внешнеполитических позиций постсоветских государств. Концепция Сообщества единой судьбы человечества, предложенная Китаем, также способствует укреплению сотрудничества в регионе.

Внутренние реформы, модернизация и индустриализация.
Внутренние реформы, направленные на укрепление государственных институтов и повышение конкурентоспособности стран, также играют важную роль в сближении внешнеполитических стратегий. Реформы помогают странам адаптироваться к изменениям в международной обстановке и эффективно реагировать на новые вызовы, которые диктуют в том числе и необходимость модернизации и индустриализации, без которых тяжело представить стабильное долгосрочное развитие какого бы то ни было государства.

Таким образом, перспективы сближения внешнеполитических стратегий постсоветских стран зависят от множества факторов, включая исторические и культурные связи, экономическое сотрудничество, региональную безопасность и влияние внешних акторов. Координация усилий и развитие многостороннего сотрудничества являются ключевыми элементами этого процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Объединение внешнеполитических стратегий постсоветских стран происходит на фоне кардинальных изменений в мировой геополитике, вызванных распадом мировой долларовой системы по объективным причинам и усилившейся борьбой глобальных проектов за доминирование в мире, особенно обострившейся после демонтажа СССР. В условиях формирования полицентричного миропорядка и роста влияния ключевых геополитических игроков (Россия, США, Китай), постсоветские государства вынуждены адаптировать свои внешнеполитические стратегии, меняя многовекторную политику на чёткую ориентированность одному центру развития и участвуя в региональных интеграционных процессах.

Страны региона стремятся к укреплению экономического сотрудничества и интеграции, что способствует устойчивому развитию и обеспечению безопасности. Проекты в области транспортно-логистической инфраструктуры (международный транспортный коридор «Север – Юг»), энергетики (успешное сотрудничество с Росатомом) и контртерроризма являются важными элементами регионального взаимодействия.

Культурно-гуманитарное сотрудничество и вопросы идентичности также играют важную роль, способствуя сохранению национальных традиций и укреплению культурных связей между народами региона. Совместные образовательные и культурные программы, а также активное участие в международных инициативах, таких как «Один пояс и Один путь», способствуют развитию взаимопонимания и стабильности.

Современные вызовы и угрозы, такие как терроризм и наркотрафик, вынуждают постсоветские страны сообща координировать действия для обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Организации, такие как ШОС и СНГ, играют важную роль в этом процессе, способствуя выработке общих подходов и стратегий.

Перспективы сближения внешнеполитических стратегий постсоветских стран остаются важным фактором в формировании новой геополитической реальности. В этих условиях роль стран Центральной Азии и других постсоветских государств становится все более значимой, что требует активного взаимодействия и учета интересов всех участников международных отношений.
Что касается стран «Глобального Юга», то они стремятся к полицентричности и выступают за сотрудничество с Россией. Новые финансовые отношения, развитие транспортных коридоров и логистических связей могут стать эффективными инструментами развития политических, экономических и социальных отношений в Евразийском суперконтиненте.