ДОКЛАД
аналитической группы №3.1
Форума молодых международников СНГ
2024
СОЗДАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Создание общей евразийской системы безопасности:
усилия постсоветской Евразии по деэскалации и нивелированию вызовов и угроз в очагах напряжённости
ВВЕДЕНИЕ
АДАПТАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
К РЕАЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕНТРИЧНОГО МИРА
Таким образом, концепция «общей евразийской безопасности» предполагает создание многосторонней системы безопасности, которая отличается от евроцентричной системы, прежде всего, отсутствием доминирования одной державы и упором на диалог и распределение ответственности между участниками. В отличие от НАТО, где США играют ключевую роль, новая структура предполагает равноправное участие всех заинтересованных стран.
Так, новая евразийская структура безопасности представляет собой попытку создать более сбалансированную и инклюзивную систему, которая способна адаптироваться к современным вызовам и угрозам, и в то же время отражает изменения в международных отношениях и распределении глобальной власти.
ВИДЕНИЕ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
«Мы считаем конфликт между братскими народами огромной трагедией. Он - прямое следствие стратегических интриг и величайшей глупости, прежде всего западных политиков», - говорил Президент Беларуси А. Лукашенко.
СОЗДАНИЕ ОБЩЕЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Это необходимо сделать, потому что нам были выявлены два типа угроз региональной безопасности Европы: внутренние и внешние (касаются общей евразийской системы). В качестве внешних мы определяем: очень высокий уровень вероятности крупномасштабного конфликта на европейском континенте на основе экзистенциальности характера украинского кризиса, практически замораживание дискуссии о принципе неделимости безопасности как обязательстве, проблема контроля над вооружениями и создания общей системы ПРО и «замороженность» целого ряда конфликтов (Косово, Приднестровье и т.д.). Противодействие этому комплексу может, по нашему мнению, вестись только совместно с Россией на основе создания или улучшения основополагающих документов и институтов, указанных нами выше.
ДОГОВОРЁННОСТИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ ПО ДЕЭСКАЛАЦИИ В ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ: ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ
На протяжении следующих двух лет ни одна из сторон не возвращалась к обсуждению стамбульских соглашений в надежде на изменения ситуации на фронте. Первой о проекте соглашения напомнила российская сторона, и, несмотря на значительные изменения в свою пользу “на земле”, сохранила условия переговоров такими же, как и во время переговоров в Стамбуле [6]. Президент России Владимир Путин не раз высказывался об условиях прекращения огня и переговорах с Западом, сохраняя приверженность условиям Стамбульского коммюнике и целям СВО. Кроме того, Президент Путин в ходе встречи с руководством МИД России уточнил порядок начала переговоров по завершению конфликта между Россией и Украиной. Таким образом, российская сторона готова к обсуждению условий разрешения конфликта на условиях, озвученных Президентом Владимиром Путиным [7].
КАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОНИ ДОЛЖНЫ В СЕБЯ ВКЛЮЧАТЬ?
Исходя из этого, можно говорить о том, что договорённости между Западом и Россией по урегулированию кризиса в Европе и деэскалации в Северной и Восточной Европе возможны, но необходимо достичь договорённостей, которые устраивали обе стороны и которые были бы способны разрешить конфликт, а не заморозить его для дальнейшего продолжения в интересах одной из сторон. Для достижения договорённостей важна результативность переговорного процесса и стойкое желание найти окончательное решение конфликта всеми сторонами, в противном случае любая из сторон может использовать переговоры исключительно в своих целях, как это уже было (Минск-2), что в итоге подорвёт доверие сторон друг к другу и приведёт к невозможности разрешить кризис за столом переговоров.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ