2.РАЗРЕШЕНИЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
2.1.Общая характеристика сложившейся ситуации
Украинский конфликт длится с 2014 года, хотя его основы были заложены значительно раньше. Формирование на границах России «серой зоны» и враждебные действия правящего украинского режима и стран Запада не оставили России никаких вариантов, кроме прямого военного вмешательства. Запад, долгое время подталкивавший Украину к конфликту с Россией, после начала СВО фактически начал прокси-войну против последней. Паритет возможностей Украины обеспечивается за счёт Запада: поставки вооружений и военной техники (ВВТ), финансовое обеспечение для поддержания жизнеспособности украинского режима, беспрецедентное санкционное давление на Россию с целью ограничения её потенциала.
Все предпринятые попытки урегулирования конфликта не принесли результатов. Переговоры в Стамбуле были сорваны Западом, два прошедших Саммита мира были обречены на провал, так как транслировали западный подход к разрешению конфликта – необходимость поражения России. В этих условиях дальнейший переговорный процесс возможен только при участии всех заинтересованных сторон и должен регулироваться нейтральными акторами, например, Саудовской Аравией и ОАЭ, которые вовлечены в гуманитарные инициативы по обмену пленными, или государствами ЦА, к примеру, Узбекистаном, который может предоставить площадку для переговоров. Но насколько такое примирение отвечает интересам России?
Инициатива в конфликте сейчас находится у России, которая к тому же до сих пор в полной мере не задействовала все свои возможности по дальнейшей эскалации. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России вышел на значительные темпы производства и стал весомой частью российской экономики, вооружённые силы (ВС) России постоянно пополняются личным составом. Россия получает ценнейший опыт функционирования в условиях полномасштабного конфликта. Уменьшение армии и снижение объёмов выпуска продукции предприятиями ОПК, вероятно, приведёт резкому падению уровня жизни людей, вовлечённых в эти сферы. Переориентация же ресурсов ОПК и ВС на другие цели потребует нетривиальных решений, так как ни один локальный конфликт или даже несколько таковых и попытки перевести мощности на экспорт стандартными методами не оправдают себя. Потенциально это может создать дополнительные очаги социальной напряжённости.
Запад со своей стороны также наращивает производство ВВТ в интересах Украины, хоть и менее успешно. Несмотря на гораздо большие ресурсы, которыми обладает коллективный Запад в сравнении с Россией, ему сейчас гораздо сложнее концентрировать и мобилизовать их. Запад готовился к конфликтам низкой интенсивности, под эти цели происходила трансформация его военно-промышленного комплекса (ВПК). Этим и обусловлены недавние сложности в снабжении украинской армии. Однако затягивание времени работает на него, так как Запад перестраивает свое военное производство с учётом текущих потребностей как Украины, так и самих государств Запада. Такая милитаризация поставит уже перед ним тот же вопрос, который стоит перед Россией сейчас – необходимость задействования этих ресурсов в полномасштабном военном конфликте, для которого мы являемся главной мишенью. Но в отличие от России у Запада есть достаточно прокси-сил, способных выполнять роль «пушечного мяса» – Польша, Украина, Прибалтика.
Сложившаяся на Западе модель, однако не предрасполагает к решительным действиям и твердой политике. Длительная культивация общества потребления, где каждый его член сфокусирован прежде всего на своих собственных материальных потребностях (что является объединяющим для всех социальных страт западного общества), делает маловероятным проведение проактивной линии в ответ на наши потенциальные жесткие меры, оказываемые для противодействия ему. Даже четкие условия, вроде «пятой статьи», вероятнее всего не будут задействованы по формальным или основаниям при наличии риска ядерной войны и в том случае, если конфликт затронет территорию одной из стран НАТО. Вместо этого западный управляющий контур предпочитает медленное удушение, предполагающее расчет на внутреннюю энтропию или же, если не получится расправиться с Россией изнутри, на то, чтобы значительно увеличить технологический и ресурсный разрыв, мобилизовать собственные ресурсы и относительно безопасно для его элиты покончить с Россией в несколько более отдаленном будущем.
Тем не менее, в ближайшее время текущая фаза конфликта должна завершиться, а дальнейшее его развитие возможно по нескольким сценариям.
2.2.Сценарии развития конфликта, отвечающие интересам Запада
В нынешней конфигурации страны Запада явно и недвусмысленно демонстрируют отсутствие воли заключить прочный, взаимовыгодный мир (а не перемирие), а общая разница потенциалов и затягивание конфликта лишь способствуют этому. С позиции Запада, лишь разгром России и ее исчезновение как политического субъекта позволило бы окупить огромные вложения в украинский кризис и безумную санкционную политику. Признание же России равноправной стороной, интересы которой необходимо учитывать в вопросах обеспечения общеевропейской безопасности фактически бы обнулило эти вложения, а милитаризацию производств сделало бы нецелесообразной, не говоря уже об уступках, на которые пришлось бы пойти.
Стратегия Запада по разрешению конфликта в собственных интересах может быть описана в рамках двух основных сценариев. Первый – «контролируемая эскалация», которая предполагает дозированную поставку ВВТ Украине для удержания конфликта в пределах его нынешних границ с постепенным развитием эскалации. Помимо передачи больших объемов ВВТ в более широкой номенклатуре, это в дальнейшем, по мере истощения Вооружённых сил Украины (ВСУ), будет включать их постепенное замещение выходцами из Польши, Прибалтики и контингентами западных стран. В начале эти группы будут заходить в тыловые районы, обеспечивая переброску находящегося там личного состава ВСУ на фронт. Потом им частично будут переданы функции охраны порядка и обеспечения внутренней безопасности. В этот период начнется «нормализация» наших военных столкновений с военнослужащими стран НАТО, сначала – через эпизодические случаи боев наших диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и их передовых частей. Исключительность таких случаев будет преподноситься нашим противником, «желающим избежать прямого столкновения с Россией», как аргумент против резкой эскалации и жестких ответных мер. В дальнейшем, с увеличением числа подобных случаев, они станут нормой – подобно ударам западным оружием по нашей территории в настоящее время. Это позволит уже не стесняясь заменять истощающиеся подразделения ВСУ на таковые, укомплектованные из военнослужащих стран НАТО. Таким образом, Россия, оставаясь на тех же позициях и имея те же приобретения что и в первое время СВО будет втянута в противостояние на истощение с противником, обладающим на порядок большими ресурсами, который будет постепенно и без ущерба для себя накапливать военный опыт.
Второй сценарий – прекращение огня и заморозка конфликта с признанием за Россией новых территорий и отменой санкционных ограничений, без подписания условий всеобъемлющего мира и создания среды, обеспечивающей паритет сил в Европе и совместную всеобъемлющую безопасность, или же с подписанием таковых, но носящих исключительно декларативный характер. Это, весьма очевидно, будет лишь служить отсрочкой для возобновления конфликта, когда Запад подавит все неподконтрольные центры силы внутри Украины, наладит инфраструктуру, вернет под предлогом окончания конфликта миллионы украинских мужчин, расширит производство ВВТ и окончательно перевооружит ВСУ. В подобных условиях даже изрядно ослабшая демографически Украина, с экономической и военной помощью Запада станет представлять куда большую угрозу чем Украина сейчас. Кроме того, этот сценарий имеет еще большую вероятность перехода в сценарий «контролируемой эскалации».
2.3.Сценарии развития конфликта, отвечающие интересам России: военный путь
Основная цель России – устранение «серой зоны» на территории Украины. Для достижения этой цели в ближайшей перспективе оптимальны крайние варианты – маловероятный, из-за позиции Запада, «вечный мир» с выходом на новую конфигурацию общей безопасности или же резкое усиление силового давления, которое позволит добиться решительной победы, что позволит России самостоятельно создать новую конфигурацию безопасности в ЦВЕ.
2.3.1. Стратегическая наступательная операция
Стандартным путём достижения целей видится стратегическая наступательная операция, которая должна иметь перед собой цель, кроме освобождения территорий с русскоговорящим населением, устранить постоянные угрозы ракетных и БПЛА атак, а также заброски диверсионных групп на юг России.
«Программа минимум» включает в себя полное освобождение Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей на южном направлении, а также полное освобождение Харьковской, Сумской и Черниговской областей на северном. Благодаря этому будут обеспечены:
· перекрытие выхода Украины к морю и устранение перманентной угрозы обстрелов и атак с применением беспилотников морского базирования по территории Крыма;
· сухопутный доступ к Приднестровской Молдавской Республике;
· контроль над Южно-Украинской атомной электростанцией, что сводит на нет вероятность нарочной аварии или даже подрыва АЭС украинской стороной для обвинения армии РФ в экологической катастрофе;
· устранение возможности обстрелов территории Белгородской, Курской и Брянской областей;
· недосягаемость Москвы для дальнобойных ракет с территории Украины: дальность экспортных вариантов ракеты Storm Shadow – 250-300 километров, однако есть модификации до 560 километров: в первом случае ВСУ теоретически достают до Воронежа и Ростова-на-Дону, не покидая воздушное пространство Украины, во втором – до Москвы и Волгограда (Подлётное время – около 40 минут) [9];
· возможность выдвигать максимально выгодные условия, с учётом расстояния от южных городов Черниговской области до Киева в 65 км в случае начала ведения переговоров после завершения и достижения целей стратегической наступательной операции в рамках СВО.
Целью «программы максимум» является полная капитуляция Украины, что обеспечит абсолютную безопасность, поскольку существующая Украина в рамках даже одной области, вероятно, приведёт к палестино-израильскому сценарию (перманентная ракетная угроза и последствия аварий на АЭС). Реализация этой программы, помимо достижения целей «программы минимум» приведёт к полному контролю РФ над всеми областями левобережной Украины, выходу в район Збруча (берутся под контроль Ровенская и Хмельницкая АЭС, полностью устраняется угроза рукотворной экологической катастрофы), взятию под контроль Союзным государством Свято-Успенской Почаевской лавры как фактор духовных скреп наших стран.
Главным ограничением для реализации данных сценариев является необходимость значительного увеличения контингента ВС России, что потребует проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, а также расширения возможностей ОПК. Кроме того, для «программы максимум», вероятно, потребуется привлечение ВС Беларуси.
2.3.2. СВО 2.0: мягкий манёвр с Габсбургами и раздел «серой зоны»
Альтернативным путём завершения вооружённого конфликта на Украине без проведения стратегической наступательной операции является дипломатический подход с ограниченным применением силы. Такой подход предполагает активное проведение Россией сценария по ослаблению центральной власти в Киеве, организации малого наступления ВС РФ, заключению сепаратного мира с регионами и разделу Украины между соседними государствами с исчезновением «серой зоны» между Россией и блоком НАТО. Для воплощения этого подхода в жизнь к настоящему времени складывается ряд благоприятных предпосылок, связанных с развитием процессов в континентальной Европе.
Во-первых, в обозримой перспективе страны Западной Европы ожидает геополитическая катастрофа вследствие ресурсно-энергетического кризиса, кратного роста цен в экономике и падения уровня жизни населения, помноженных на миграционный кризис, угрозу этноконфессиональных конфликтов и обострение проблемы сепаратизма на фоне несубъектного характера правящих элит, дефицита политической воли и неготовности к жёстким мерам в интересах титульных наций [10].
В этих условиях более национально ориентированное и политически субъектное руководство стран ЦВЕ оказывается перед стратегической дилеммой: русофобское самоубийство в чужих интересах или неореализм в интересах собственных государств и народов? Наиболее вероятно, что в странах ЦВЕ возобладает курс на поиск защиты от энергетического, миграционно-этнического, внутриполитического и нравственного кризисов с занятием охранительной позиции под эгидой, с одной стороны, России, а с другой — Ватикана и старой земельной аристократии.
Во-вторых, Венгрия играет определённую роль в глобальной политике. Венгерская нация имеет особую, альтернативную тюркскую идентичность (мадьяры культурно более близки гуннам, чем готам). Исторически эта страна имеет прочные связи со Святым Престолом по линии Габсбург-Лотарингского дома. В частности, послом Венгрии во Франции на текущий момент является Георг Габсбург (сын Отто фон Габсбурга), а послом в Ватикане — Эдуард Габсбург. Со своей стороны, Папа Бенедикт известен своей благосклонностью к Виктору Орбану, а Папа Франциск — своей умеренной позицией по отношению к российско-украинскому сюжету [11].
При этом полезно иметь в виду и давние династические противоречия: Лотарингский дом исторически в конфликте с домом Гогенцоллернов, а со времён войн за испанское (1701-1714 гг.) и австрийское наследство (1740-1748 гг.) в паттернах европейской политики наблюдается геополитическое противостояние двух центров управления — Франции и дома Габсбургов (исторически Австро-Венгрии) [11], что проявляется и сегодня в политическом поведении Эммануэля Макрона и Виктора Орбана как архетипов правителей, соответственно, западноевропейской и центральноевропейской держав.
В наши дни, действуя силами Венгрии, дом Габсбургов под эгидой Ватикана закладывает манёвр в сторону построения новой консервативной Европы, имея в виду и известные претензии на исторические территории на востоке, утраченные при распаде Австро-Венгерской империи, и современный геополитический проект «Интермариум», где Венгрия будет перехватывать управление у Польши. Накануне к Венгрии перешло председательство в Совете ЕС, и опубликованная ею программа председательства озаглавлена
Make Europe Great Again (Сделаем Европу снова великой) — что указывает на согласованные «оркестровые партии», которые играют Орбан и Трамп в своих частях света [12].
На этом фоне Виктор Орбан как глава государства-председателя Совета Европы совершает политическое турне по маршруту: Киев — Москва — Баку — Пекин — Вашингтон. Это признак глобальной «челночной дипломатии», на которую такую среднюю державу, как Венгрия, должны были уполномочить с надгосударственного уровня [12]. Последовательность нанесённых Орбаном визитов вкупе с фразой главы МИД Венгрии Петера Сийярто: «Европа — пристегните ремни» — указывают на дипломатическую игру Ватикана с Китаем через Габсбургов (в лице современной Венгрии) по вопросу о том, кто остаётся субъектным в континентальной Европе после катастрофы и демонтажа Евросоюза.
Признаки запуска упомянутого сценария демонтажа уже проявились по результатам европейских выборов 2024 года: как в Европарламенте, так и во Франции уходит центризм и приходят крайние силы [13] — осуществляется сильный манёвр в сторону радикализации Европы. В свою очередь, Британия (ныне в лице кураторов партии лейбористов) и США (ныне в лице кураторов Демократической партии) будут препятствовать процессам демонтажа ЕС и становления «новой Австро-Венгрии». На этом фоне череда визитов Виктора Орбана — знак очень крупных перемен, вхождения в эпоху гражданских войн, поиска и выдвижения новых больших геостратегических проектов [11].
В-третьих, описанная ситуация имеет и сугубо прагматическое (понятное для правящих элит постсоветской России) энергоресурсное измерение: к концу 2024 года истекает срок действия договора о поставках российского газа (Газпром и Нафтогаз) через Украину в Европу. Правящая элита в Киеве отказывается его продлевать и не намерена пропускать российский газ, чем обеспокоены Венгрия, Австрия, Чехия и Словакия. В обозримой перспективе для осуществления проекта «новой консервативной Европы» под эгидой Ватикана дому Габсбургов будут необходимы ресурсы — и сама Россия не отказывается их поставлять, но руководство Украины намерено чинить этому препятствия. В частности, визит Виктора Орбана на тюркский саммит в Баку в рамках глобального турне мог иметь целью достижение договорённостей поставлять каспийские энергоресурсы в обход России и Украины [12].
В этом свете Россия, Святой Престол и старая европейская аристократия могли бы провести собственную дипломатическую комбинацию с тем, чтобы: 1) убедить Баку хотя бы временно не поставлять странам ЦВЕ энергоресурсы в обход российско-украинского коридора; 2) склонить Будапешт, Варшаву, Братиславу и Бухарест к переговорам о скором территориальном разделе Украины вместе с Москвой — иначе останутся без ресурсов. Однако для проведения такой комбинации МИДу России необходимо взять определённый «барьер сложности» в понимании сути и диалектики русско-европейских отношений.
При этом разграничение сфер влияния целесообразно провести таким образом, чтобы России отошли более развитые в индустриальном и культурном отношении центральные, восточные и прибрежные области, а заинтересованным странам ЦВЕ — преимущественно аграрные и отягощённые местным нацизмом области Западной Украины, что тактически ослабит упомянутые страны, обеспечив России лучшие стартовые позиции на следующем военно-политическом и дипломатическом такте отношений с Европой.
Говоря о внутриукраинском аспекте данного сценария по разделу «серой зоны», подчеркнём, что наиболее благоприятный для его реализации временной период — осень 2024 года, когда предвыборная гонка в США и накал накопившихся там противоречий не позволит неприятелю оперативно и эффективно реагировать на новый виток стремительно развивающихся событий на Украине. Кроме того, ВПК Запада выйдет на максимум развёртывания своих производственных мощностей в 2025 году, поэтому «окно возможностей» для России открыто до этого срока.
С учётом описанного временного фактора, наиболее оптимальным вариантом разрешения конфликта на краткосрочном горизонте представляется следующий алгоритм:
1) денацификация и демилитаризация первых лиц гражданской («горячие головы» в политическом руководстве) и военной (ряд руководителей высшего звена Главного управления разведки (ГУР), Службы безопасности Украины (СБУ), ВСУ) составляющих управленческого корпуса Украины с целью нарушения властной вертикали, что повлечёт за собой хаотизацию.
2) доведение до логического завершения «блэкаут-сценария» путём обнуления мощностей тепловой и гидрогенерации, с отключением АЭС от резервных источников для автоматического выведения их из эксплуатации;
3) нанесение ударов по объектам энергетической инфраструктуры – как часть процесса демилитаризации, поскольку они подрывают мощности ВПК Украины. На текущий момент нужные квалифицированные специалисты, которые необходимы для ликвидации последствий таких ударов, либо окончательно покидают страну (или уже покинули), либо находятся в зоне боевых действий после очередных насильственных мобилизаций;
4) коллапс энергетической отрасли самым пагубным образом отразится и на ж/д перевозках, где преобладает электрический подвижной состав, после чего останется нанести удары по транспортным узлам, в т.ч. автодорогам, тоннелям и мостам в местах наибольшей уязвимости логистических потоков, что уже само по себе (помимо колоссального экономического ущерба) приведёт к паническим настроениям в украинских правящих кругах;
5) в этих условиях «налаживается связь» с региональными управленцами и местными властями, в контакте с которыми достигается цель вывода инфраструктуры и ресурсов их регионов из подчинения Киева с переходом под контроль российской армии. В этой связи следует учитывать несколько важных аспектов:
a. в городах центральных и южных областей имеется большое число чиновников и переселенцев с Западной Украины, что негативно сказывается на жизни населения с «пророссийскими», по мнению украинских властей, взглядами и затруднит возможность мирного компромисса с ВС РФ (например, текущий губернатор Днепропетровской области – Сергей Лысак – бывший агент СБУ, который участвовал в АТО на Донбассе);
b. губернаторы Одесской, Николаевской, Запорожской, Черниговской и Харьковской областей являются уроженцами этих регионов, что может положительно сказаться на их договороспособности (однако это возможно лишь в том случае, если у указанных госслужащих нет активов за рубежом, через которые на них сможет и будет давить Запад);
c. глава Сумской области – Владимир Артюх – родился в г. Благовещенске Амурской области, является заместителем НГШ ВСУ (присутствует явная идейная составляющая). В данном случае вероятность достижения результата через переговоры крайне незначительна;
d. не представляется возможным вести переговоры и выйти на компромиссные позиции с местным «олигархатом», поскольку западные кураторы «связали их кровью», заставив финансировать нацистские батальоны и контролируя их офшорные активы;
6) со стороны Службы внешней разведки (СВР) и ВС РФ необходимо осуществить содействие по активизации работы подпольных ячеек в различных областях Украины, к которым, в первую очередь, относятся: Одесское подполье, Николаевское подполье, подполье «Русский Херсон», разрозненное, но оказывающее поддержку по выявлению и уничтожению объектов украинских войск — подполье в Харьковской области. Эти формирования поспособствуют дестабилизации обстановки в тылу Украины, что приведёт к ещё большему выходу ситуации в регионах из-под контроля центральных властей в Киеве;
7) одновременно с этим, в ситуации, когда высшее командование ВСУ полностью или частично устранено (что приводит к дезорганизации воинских формирований) — начинается одна или несколько локальных наступательных операций ВС РФ в зоне СВО, которые приводят к значительному (в рамках конкретного направления) продвижению вглубь обороны противника.
Таким образом, все перечисленные выше пункты должны привести к быстрому обрушению как государства, так и организованного сопротивления остатков армии нацистов при незначительных точечных ударах наших сил. Результатом станет ситуация, в которой запросом подавляющей части общества будет не война до победного конца, а немедленное прекращение боевых действий на любых условиях.
Далее ряду оставшихся высокопоставленных фигур в украинском руководстве в Киеве со стороны РФ выдвигаются условия для начала переговоров и заключения мирного договора. В случае игнорирования или получения отрицательного ответа, уже фактическая и не завуалированная капитуляция Украины подписывается любым пойманным легитимным и достаточно высокопоставленным чиновником, который не успеет сбежать из освобожденной части страны.
Параллельно с этим целесообразно выйти на контакт по неофициальным и непубличным (около-)дипломатическим каналам с руководством Польши, Венгрии, Словакии и Румынии с конкретными предложениями по украинскому вопросу. Эти предложения включают распределение зон влияния на территории Украины с заходом военных контингентов этих стран в западноукраинские области.
По завершению активной фазы противостояния с Западом на всей территории освобождённых областей создаются военно-гражданские администрации, управляющие независимыми территориальными автономными административными образованиями в течение переходного периода до завершения денацификации и демилитаризации.
Эти образования будут презентованы как анклавы (независимые государства — как было в начале СВО с ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями), где не действуют Конституция и законы России и где будут созданы необходимые условия для проведения люстрации подобно тому, как она была реализована в Восточной Европе после 1991 года.
С учетом дефицита «силовиков», усиленные подразделения кадрового резерва, комендатура и полиция будут проводить поэтапные последовательные проверки по областям. После окончания процедуры люстрации будет проведен референдум о присоединении областей Новороссии к РФ. Если центральные области не проголосуют за вхождение в состав России, они образуют отдельную территорию под её протекторатом.
Таким образом, благодаря использованию осеннего «окна возможностей» и взаимоприемлемым договорённостям с рядом граничащих с Украиной восточноевропейских государств повысится вероятность устранить «серую зону» между Россией и НАТО и достигнуть стабилизации ситуации на данном стратегическом такте.
2.4. Гуманитарные инициативы на территории бывшей Украины
При любом приемлемом для РФ сценарии завершения активных боевых действий на Украине на повестке дня России и её союзников появляется вопрос о преодолении гуманитарного кризиса, восстановлении хозяйства, реабилитации населения на контролируемых территориях и о перспективах их дальнейшего развития.
Учитывая комплексность и масштаб связанных с этим задач, в первом приближении новые территории могут быть восприняты скорее как пассив, а не как актив Русского мира. Однако с системно-стратегической точки зрения [14] главное преимущество новых территорий заключено не в повышении военной безопасности, не в расширении ресурсной базы и не в увеличении промышленного и инфраструктурного потенциала страны.
Оно находится в другой, метафизической и социокультурной плоскости: подобно разрушенным в 1940-е гг. и отстроенным практически заново в 1950-е гг. городам европейской части СССР, бывшие украинские города (после удовлетворения базовых личных, семейных и инфраструктурных потребностей их населения) получают «окно возможностей» для быстрого внедрения и «обкатки» новейших моделей общественной жизни на местном уровне в аспектах:
политического представительства граждан и формирования новых элит;
·организации народного хозяйства, включая кредитно-финансовую систему;
·управления сферой образования, науки, искусства и СМИ.
Поэтому оптимальная стратегия в отношении этих территорий может состоять в опережающем, отчасти экспериментальном характере их развития после фазы общего восстановления (в сопоставлении с большинством других субъектов федерации).
Вместе с тем, непосредственное решение задач по преодолению гуманитарного кризиса, восстановлению хозяйства и реабилитации населения потребует объединения усилий России и союзных ей стран, разработки общего плана по восстановлению регионов, определения наиболее приоритетных направлений для выделения людских, материальных и организационных ресурсов.
Так, для нормализации жизни и покрытия базовых потребностей людей будет необходимо восстановление систем централизованного водоснабжения и водоотведения, электрогенерирующих мощностей и электросетей, автопарков и подвижного состава городского и междугородного транспорта. С учётом структуры межотраслевых балансов регионов потребуется рассчитать последовательность мер по восстановлению местных производительных сил, прежде всего в сферах энергетики, продовольствия, строительства, производства товаров народного потребления, оптовой и розничной торговли.
В этом свете, имея в виду объём необходимых людских и материальных ресурсов, к делу восстановления городской инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства новых регионов России целесообразно подключать опытных рабочих, инженеров и управленцев, соответствующее оборудование и технологии из дружественных стран — в первую очередь, Беларуси, КНДР, Вьетнама, Китая и Ирана.
Отдельно следует отметить высокую вероятность временной, но острой потребности в наличии гуманитарных коридоров высокой пропускной способности в приграничных областях России и Беларуси для массовой эвакуации лояльной части населения Украины непосредственно по завершении текущей активной фазы вооружённого конфликта.