Раздел 3. Разработка дорожной карты по нивелированию «мягкой силы» внерегиональных игроков, а также методы нейтрализации последствий их деятельности (В.А. Тесленко).
Не многие страны мира способны противостоять «мягкой силе» и нивелировать её последствия. Без самодостаточности и независимости государства противостоять практически невозможно.
В настоящее время ключевое место занимает информационно-психологическое противоборство. И «мягкая сила» выступает одним из важнейших инструментов ведения борьбы.
Важным вопросом является разработка государственными органами соответствующей стратегии, которая бы эффективно предотвращала негативные последствия деятельности противников и формировала собственный имидж страны. Для эффективного сдерживания необходима стратегия, которая будет рассчитана как минимум на несколько десятков лет.
Некоторые меры противодействия и инструменты нейтрализации последствий:
1. Сеть ситуационных центров.
Цель: предоставлении аналитических данных и ситуационной осведомлённости
Тесная связь с органами власти, принимающим решения в области общей внешней политики и политики безопасности.
Основные функции и задачи:1) Мониторинг и оценка деятельности центров реализации и центров принятия решений противника в области «мягкой силы», их инструментов влияния и потенциальных агентов;
2) Анализ информации из открытых источников: СМИ, интернет-сайты, социальные сети, отчёты международных организаций, НПО, выступления государственных лиц, дипломатов, представителей бизнеса, лидеров мнений, прочих публичных личностей;
3) Верификация мультимедийного контента, размещённого в социальных сетях. В том числе контента, созданного с использованием искусственного интеллекта;
4) Оперативная поддержка аффилированных государственных и неправительственных структур по части кризис-менеджмента, национального брендинга;
5) Разработка стратегических решений, которые позволят нивелировать последствия враждебных действий, разрабатывать собственные пути взаимодействия как с собственной аудиторией, так и с зарубежной;
6) Проведение и анализ регулярных социологических исследований.
7) Создание базы данных из организаций, занимающиеся деятельностью, направленной против интересов государства и его граждан; реальных примеров дезинформации; информации, служащей поводом к формированию и укреплению стереотипов. Впоследствии база данных выступит инструментом в выявлении нарративов, формировании доказательной базы использования тех или иных вредоносных действий.
Зачастую эти задачи рассредоточены между различными государственными органами. Это негативно сказывается на эффективности принятия решений и их реализации. Это также создаёт возможность возникновения споров о компетенции, а также дублирования проводимых мероприятий.
Ситуационные центры должны состоять из команды экспертов по разным направлениям: политологи, лингвисты, аналитики данных, социологи, юристы, экономисты, it-специалисты.
2. Своевременное выявление и запрет деятельности организаций,
осуществляющих антигосударственные действия, распространяющие информацию,
противоречащую морально-этическим, культурным, политическим нормам государства, Конституции и законам РФ.
Основная цель — выявить иностранное влияние в стране и связанные с ним угрозы национальной безопасности; предотвратить появление новых.
Задачи:
1) Принимать во внимание организации любой направленности. Множество неправительственных организаций, которые казалось бы и не имеют отношения к политике, тем не менее способны оказывать значительное политическое влияние [61]. Это могут быть религиозные и культурные организации, спортивные клубы, профсоюзы, ассоциации студентов, кружки садоводов, музыкальные группы, литературные общества и многие другие.
2) Придание подобным организациям статуса нежелательных, иностранных агентов, экстремистских организаций, спонсоров терроризма. Закон должен регулировать деятельность организаций, действующих от имени иностранного государства, которая может заключаться, в частности, в:
- участие в различных инициативах политического характера;
- выполнение функций информационных служб;
- предоставление финансирования или других материальных средств;
- представление интересов иностранного принципала в государственных учреждениях;
- организация мероприятий, направленных на подрыв государственной безопасности.
3) Усиление контроля выполнения законов, связанных с противодействием экстремистской деятельности, лиц, находящихся под иностранным влиянием.
3. Повышение медиаграмотности и осведомлённости общества
об опасностях манипулирования информацией.
Цель: распространить знания и навыки необходимые для распознания дезинформации во всех субъектах РФ.
Задачи:
1) Разработать образовательные материалы, ориентированные на формирование практических навыков распознания дезинформации и практик манипуляций общественным мнением;
2) Открытие специализированных центров дополнительной подготовки;
3) Утвердить обязательные программы дополнительного образования в сфере информационной безопасности для государственных служащих, представителей силовых структур, деятелей в сфере искусства, науки и образования;
4) Привлекать к обретению навыков медийные личности, лидеров общественного мнения;
5) На постоянной основе проводить открытые лекций, мастер-классы, тренинги.
4. Профессиональная подготовка кадров.
Цель: Подготовка компетентных сотрудников государственных органов, в том числе ситуационных центров.
Задачи:
1) На регулярной основе совершенствовать, модернизировать образовательные программы по подготовке политтехнологов, социально-политических архитекторов, специалистов по связям с общественностью внутригосударственной и международной направленностей, журналистов-международников;
2) Усилить контроль за предоставляемым образованием;
3) Организовывать мероприятия по выявлению заинтересованных, способных к выполнению предполагаемых видов работ лиц;
4) Проводить дополнительные мастер-классы, тренинги.
5. Контроль дипломатических сотрудников иностранных государств.
Цель: Недопущение участия дипломатических представителей в пособничестве реализации злонамеренной «мягкой силы» противника.
Задачи:
1) Ограничить сотрудников дипломатических служб в участии в деятельности неправительственных организаций;
2) Усилить контроль за характером сотрудничеств неправительственных организаций с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, в частности с отделами культуры.
6. Защита информационного пространства.
Цель: Обеспечение защиты информационного поля на территории государства, предотвращение кибератак.
Задачи:
1) Внедрить новейшие технологии кибербезопасности, углубить исследования области кибербезопасности;
2) Осуществлять совместные дипломатические действия, по разработке превентивных мер против кибератак;
3) Предание гласности злонамеренных действий, распространение опровержений со стороны СМИ.
7. Создание собственных общественных организаций
различной направленности.
Цель: Формирование социального капитала путём объединения общества по интересам с последующей реализацией возможности привнести и распространить нужные мысли, идеи, образы.
Задачи:
1) Урегулировать деятельность профессиональных союзов;
2) Организовать посредничество между интересами граждан и формируемых ими групп и государственной администрацией;
3) Проводить просветительские мероприятия различной направленности в рамках организаций для граждан;
4) Использование знаний и компетенций граждан в той или иной сфере для повышения качества создаваемых нормативных актов и лучшего направления административного процесса, в том числе для более своевременного реагирования на потребности граждан;
5) Контролировать финансирование организаций;
6) Налаживать связи собственных организаций с организациями за рубежом.
Результатом стратегии станет контроль противника, нейтрализация последствий его деятельности и недопущение применения новых случаев использования «мягкой силы», информационно-пропагандистской деятельности, а также оказание скрытого влияния на его поведение.