Нивелирование внерегионального мягкосилового воздействия
В качестве первого шага считаем важным указать на выработку общих модельных подходов к регулированию деятельности внерегиональных агентов на евразийском пространстве. Данные подходы могут быть закреплены в программном документе в виде Меморандума или Декларации стран-участниц ЕАЭС с следующим проектным наименованием: «Декларация государств-членов ЕАЭС об укреплении культурного, информационного и гуманитарного единства Союза». Подобный акт должен включать в себя:
1. Операционализированное понятие «внерегиональный агент» с четким описанием критериев отнесения субъектов гражданского общества к данной категории.
2.Обоснование необходимости принятия подобного акта (усиление информационного, внешнеполитического и внешнеэкономического воздействия, вероятная подрывная деятельности, направленная на дестабилизацию политических систем и деструкцию легитимного конституционного строя стран-участниц ЕАЭС).
3.Описание целевого направления учета «внерегиональных агентов».
4. Основы мониторинга, выявления и учета «внерегиональных агентов» (Приложение 1).
Гармонизация законодательства и подходов к регулированию деятельности иностранных агентов, введение в оборот категории «внерегиональный агент» позволит избежать ситуации использования агентами транслирования зарубежной «мягкой силы» дополнительных посредников, зарегистрированных в государстве-члене ЕАЭС, в случае запрета или дополнительном контроле деятельности агента в государстве-реципиенте мягкосилового воздействия.
Следующим важным шагом по нивелированию внерегионального мягкосилового воздействия может стать формирование общего евразийского информационного пространства.
В течение тридцати лет в этом направлении был предпринят ряд шагов. Так, в рамках СГ 22 февраля 2023 года была принята Концепция информационной безопасности Союзного государства. В Концепции вырабатываются основы для формирования согласованной государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также выработки мер по совершенствованию систем обеспечения информационной безопасности государств. Отмечается также и ориентированность документа на борьбу с деструктивным воздействием на информационные ресурсы Союзного государства. Появление такого рода нормативно правового акта оказалось предопределено как политическими событиями 2020 (волна протестов на территории Республики Беларусь) и 2022 года (начало Специальной военной операции), так и существованием соответствующей национальной правовой базы. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года. № 646 была утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая ориентируется на обеспечение национальной безопасности страны в информационной сфере и определяет национальные интересы в рамках информационного пространства. Схожий документ был принят и в Республики Беларусь, когда Постановлением Совета безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 была утверждена Концепция информационной безопасности Республики Беларусь.
Тем не менее, следует признать, что в реальности единое информационное пространство Союзного государства в полной мере сформировано не было. После усиления информационного давления на Российскую Федерацию и Республику Беларусь в период проведения Специальной военной операции, появилась необходимость укрепления и консолидации Союзной политической линии. Со стороны Республики Беларусь в 2023 году было предложено создать Союзный медиахолдинг, который, по словам белорусского Президента, должен быть «самостоятельным и независимым». В том же году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Главой белорусского государства А. Г. Лукашенко было подписано постановление о создании медиакомпании Союзного государства. В Союзный медиахолдинг входит газета «Союзное Вече», газета «Союз. Беларусь — Россия», журнал «Союзное государство», телерадиовещательная организация Союзного государства (БелРос).
Следующий этап развития можно представить в качестве усиления влияния Союзной повестки в телевизионных и интернет-источниках информации.Следует отметить, что телеканал «БелРос» преимущественно затрагивает Союзную культурную сферу, а не внешнюю и внутреннею политику объединения.
Применяя дискурс-анализ к изучению информационной политики Союзного государства, стоит отметить, что, информационный дискурс как Республики Беларусь, так и Российской Федерации нацелен на формирование информационного суверенитета и противостояние западной идеологической парадигме, а также на укрепление союзнических отношений.
СНГ, в свою очередь, являлось некогда «застрельщиком» тематики гармонизации информационной политики в рамках интеграционного объединения. Так, координация единой информационной политики в СНГ основывается на Концепции формирования информационного пространства, утвержденной утверждена Решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 года. Данная концепция подразумевает «обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств СНГ на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности». Также следует отметить, что одной из целей концепции, является формирование устойчивых социальных и межкультурных связей. Тем не менее, формирование общего информационного пространства на данный момент осложняется многочисленностью членского состава объединения: в СНГ входят 10 независимых государств, которые различаются между собой, как во внутренней, так и во внешней политике (многовекторность внешнеполитического курса). Это, в сочетании с отсутствием единого идеологического и информационного дискурса, делает полноценную информационную интеграцию затруднительной.
Проблемность формирования единой информационной политики в рамках ЕАЭС аналогична таковой у СНГ. Союз включает в себя 5 независимых государств, опирающихся на собственные национальные интересы. Немаловажным является тот факт, что ключевая цель ЕАЭС — «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения», а не полноценная политическая интеграция с едиными внешнеполитическими целями.
На текущем этапе в качестве ориентиров процесса развития информационной политики государств-участников Союза в направлении их гармонизации можно выделить:
1. Повышение эффективности координации СМИ.
2. Расширение практики СГ по формированию единой системы информационной безопасности на ЕАЭС.
3.Распространение информации о деятельности органов ЕАЭС.
Среди возможных инструментальных мер, призванных обеспечить реализацию поставленных задач, считаем необходимым указать:
1. Разработать и принять к реализации концепцию информационной безопасности ЕАЭС.
2.Образовать, по примеру СГ, медиахолдинг ЕАЭС. В медиахолдинг должны быть включены авторизованные и согласованные на уровне высших органов принятия решений Союза СМИ.
3.Образование медиаконвергентного издания (ТВ-канал, интернет-портал, издание в социальных сетях и мессенджерах) или информационного агентства, схожего по своему функционалу с Euronews (который освещает преимущественно политическую и экономическую обстановку стран Европейского союза и выражает позицию истеблишмента интеграционного объединения), освещающего деятельность институтов ЕАЭС.
4. Установление актом ЕАЭС квотирования содержания медиаконтента, посвященного евразийской интеграционной тематике, в эфире или контенте крупнейших информационных ресурсов государств-членов Союза (в частности, такой показатель может быть установлен на 15%).
В качестве следующего шага нам видится целесообразной выработка указанного идеологического и дискурсивного консенсусов.
Значимым препятствием в этом плане выступает как упомянутая разнонаправленность внутри- и внешнеполитических курсов государств-участников Союза, так и специфика национальных политических и социо-экономических ландшафтов. Дезинтеграция мнений лидеров стран-участниц ЕАЭС по некоторым ключевым вопросам развития объединения приведено в рамках применения метода интент-анализа (Приложение 2). Так, даже по вопросу отношения населения государств-участников ЕАЭС к Российской Федерации как ядру интеграционных процессов (в рамках ЕС эту роль играет тандем Германия-Франция) мнения респондентов, по данным социологических опросов, значительно разнятся.
Рассматривая результаты исследования ВЦИОМ за 2022 г., изучающим страны СНГ, можно наблюдать положительную динамику в отношении к России. Другими словами, в ходе опроса были выделены страны, в которых высокий процент респондентов положительно относятся к России: Таджикистан (95%), Кыргызстан (80%) и Узбекистан (74%). При этом белорусы поставили Россию на первое место среди наиболее дружественных себе стран, казахи Киргизию (РФ у них на третьем), а армяне Францию (РФ на втором). Недружественной страной (отношения с которой являются конфликтными и несущими угрозу) Россию считают 6% белорусов, 2% казахов и целых 26% армян. Наименьшее количество положительно относящихся к России респондентов выявлено в Молдавии (40%) и Азербайджане (38%).
Молдаване наиболее дружественной себе страной считают Германию (Россия у них на пятом месте), а азербайджанцы — Турцию (РФ на 12-м месте). И в Молдавии, и в Азербайджане Украину считают более дружественной страной, чем Россию. Недружественной Россию считают 28% молдаван и 26% азербайджанцев. Внутри ряда стран, как отмечается в исследовании, налицо дифференциация отношения к России по возрастному признаку. Так в Беларуси, Молдавии, Азербайджане молодые люди (18–24 лет) реже, чем представители других возрастных когорт, считают Россию дружественной страной и относят ее к влиятельным странам и значимым партнерам. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, а также Армении, напротив, такая зависимость не обнаружена. Узбекистан не стали приписывать к какой-либо категории. 74% опрошенных в этой стране положительно относятся к России, и абсолютное большинство ставит ее на первое место по «дружественности».
Информированность о российских программах и мероприятиях гуманитарного сотрудничества, как сказано в исследовании, в целом не очень высока и сильно различается в зависимости от страны. К числу наиболее лояльных к российской гуманитарной активности стран социологи отнесли Таджикистан и Киргизию. В этих странах проекты Россотрудничества реже всего получали негативные оценки. Жители этих государств особенно интересуются программами по образованию и трудоустройству в РФ, а также изучением русского языка.
В силу этого в качестве оснований дискурсивного и имиджевого консенсуса на текущем этапе могут служить следующие:
1. Популяризация евразийской интеграционной модели развития в противовес классическому европейскому способу интеграции, акцентирование внимания на ее равноправности, на равенстве голосов государств, обладающих различным экономическим, культурным и политическим весом.
2. Формирование образа ЕАЭС как пространства созидательного совместного труда представителей различных народов, различных социальных слоев и групп, территории стабильности, относительного спокойствия, материального достатка.
Важным видится акцент на возможностях, представляемых функционированием ЕАЭС для рядовых граждан (расширение диапазона потребляемых товаров и услуг, рост уровня и качества жизни), субъектов предпринимательства и самозанятых. В качестве опоры возможно использование медийных конструктов «Общества всеобщего благосостояния» (американская мечта), использовавшегося в США 1950-х гг. и «Общества средней зажиточности» (китайская мечта), тиражируемого в рамках медийной политики КНР. Одним из первых шагов в этом направлении возможно считать конкурс проектов-символов евразийской интеграции.
Основанием идеологического консенсуса может служить одна из модификаций широкого идеологического спектра евразийства. К ключевым постулатам подобного консенсуса считаем возможным отнести:
1. Признание евразийского региона самобытным и целостным культурно-историческим кластером.
2. Опора на этно-религиозное и культурное многообразие евразийского региона.
3. Подчеркивание общности исторического прошлого, корней и происхождения народов евразийского региона.
4. Утверждение традиционных ценностей (уважение и почет к старшим поколениям, нерушимость традиционной семьи как союза мужчины и женщины, поощрение многодетности и трактовка роли человека и гражданина как творца и созидателя, уважение к человеку труда) в качестве области согласия всех стран-участников Союза.
5. Общая память о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война представляет собой наиважнейший элемент общего исторического прошлого, поскольку свой вклад в общую Победу внесли все народы Советского Союза, и потери, возложенные на ее алтарь также были разделены республиками СССР. Историческая память о Великой Отечественной сильна как социокультурный феномен. Так, по данным исследования ВЦИОМ, главными смыслами Парада Победы россияне считают сохранение памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне (29 %), выражение благодарности нашим предкам (25 %). По мнению 16 % наших сограждан, это торжество способствует патриотическому воспитанию молодежи тем самым подтверждается значимость политики по увековечиванию памяти о событиях 1941–1945 годов в сознании молодого поколения.
Исследования в среде кыргызского студенчества также показали значительную роль в самосознании молодого пколения. Так, утверждения «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений» придерживаются 78,8 % студентов БГУ им. К. Карасаева, 57,4 % – студентов ОшГУ, 57,3 % студентов КНУ им.Ж. Баласагына и половина опрошенных их других вузов Кыргызстана. Итоги исследования показывают, что знания о ВОВ находятся на достаточном уровне у каждого четвертого опрошенного студента, но у каждого шестого знания о ВОВ недостаточны. Более половины респондентов из современной студенческой молодежи не согласны и каждый четвертый не очень согласен с мнением о том, что ВОВ была давно и это им не интересно. Исследования, проведенные в Республике Беларусь, продолжают эту тенденцию.
Данные Института социологии Национальной академии наук Беларуси о результатах проведенного в 1 квартале 2024 года опроса общественного мнения (объем выборочной совокупности - 900 респондентов) с целью изучения мнения жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне, показывают, что этим периодом истории интересуются 91,1 % опрошенных белорусов, не интересуются - 8,2 %, затруднились ответить 0,7 %. Среди молодежи интерес к военным событиям также высокий: его проявляют 79,0 % молодых респондентов, тогда как не проявляют - 21,0 %. Практически каждый третий участник опроса (30,2 %) считает Великую Отечественную войну наиболее значимым событием в истории XX века. В Армении в школьных программах новой истории ученики изучают историю Отечественной войны, где основным лейтмотивом является факт о том, что вклад в победу внес СССР и советский народ. В стране под государственной охраной находятся более 600 памятников Отечественной войны. Данная цифра обусловлено тем, что только из Советской Армении на фронт ушли 320 тысяч армян, из других советских стран в войне приняли участие 200 тыс. армян, еще 100 тысяч из мировой армянской диаспоры.
Тем не менее, имеют место и некоторые неблагоприятные тенденции. Например, в Армении всё большую информационную поддержку оказывают коллаборационистам, боровшимся за национальную независимость от СССР на стороне фашистской Германии (Г. Нжде – коллаборационист – герой Армении), объясняя этот факт необходимостью недопущения нападения на Армению и нового геноцида со стороны союзника Германии –Турции.
Память о Великой Отечественной войне остается значимым ресурсом «мягкой силы» и в странах, склоняющихся к европейской, а не евразийской модели интеграции. В Молдове Трудовой кодекс страны в 2017 году внесены поправки, согласно которым 9 мая в республике будут отмечать не только как День Победы, но и как День Европы. Эта инициатива вызвала споры среди депутатов. Президент республике Игорь Додон заявил, что не намерен утверждать этот проект, подчеркнув, что «в Молдове 9 Мая праздновали и будут праздновать День Победы». Причем, результаты последних опросов, согласно которым за сохранение Дня Победы выступают 67% молдаван.
Идеологический консенсус должен также давать возможность включать в него системные (парламентские) политические силы право-консервативного, центристского и левого толка. Так, левая модификация может включать прогрессивистские и сциентистские мотивы, акцентировать внимание на возможностях Союза в научном и технологическом планах. Социал-демократический сегмент может акцентировать внимание на уровне достатка населения государств-членов ЕАЭС, правоконсервативный сегмент – на традиционных ценностях каждого из народов, центристский – на стабильности политико-правовой и экономической систем. Такая трактовка позволит системным политическим силам государств-участников ЕАЭС играть роль полноценных субъектов союзной политики «мягкой силы», в рамках своей деятельности продуцируя соответствующие идеологические посылы.
В качестве инструментального шага видим возможным рекомендовать формирование научно-исследовательского учреждения (вероятное наименование – «Институт евразийских исследований им. Л.Н. Гумилева), в перечень задач которого войдут:
1. Выработка на основе богатого идеолого-философского наследия евразийства соответствующих идеологических концептов и парадигм.
2. Выработка возможных моделей бренда ЕАЭС с позиционированием для внутрисоюзного и внешнего «потребления».
3. Проведение социологических, политических, экономических исследований по тематике евразийской интеграции и определение различных таргетных групп как на территории Союза, так и на территории околорегиональных, и внерегиональных игроков.
Потребность в подобных исследованиях будет тем более высока учитывая растущую мобильность граждан государств-членов ЕАЭС в рамках Союза и евразийского региона в целом. Волны мобильности русскоязычного населения в остальные государства региона формируют основу для образования новой общей идентичности. Жители стран ближнего зарубежья в целом нейтрально относятся к приехавшим в последнюю волну релокации из России, готовы им помогать, но ожидают, что они все же не станут задерживаться. К такому выводу пришли авторы исследования, которое проводили Центр социального проектирования «Платформа» и исследовательская компания «ОнИн» в девяти странах бывшего СССР. Его результаты предоставили РБК в пресс-службе «Платформы».
В Казахстане и Белоруссии, например, более 50% опрошенных уверены, что переехавшие россияне не окажут заметного влияния на их жизнь. Но есть и те, кто считает, что приезжие принесут вред — такого мнения придерживается 21% опрошенных в Грузии, которая лидирует по количеству людей с такой позицией. Участники опроса жалуются, что наплыв новых жителей приводит к удорожанию стоимости жизни, появлению конфликтов на фоне разного менталитета или ценностей.
Однако в той же Грузии больше 40% тех, кто считает, что приехавшие россияне могут принести пользу. А в соседней Армении такого мнения придерживаются 73%. Появление высококвалифицированных специалистов, рост спроса на услуги, возможности заработка для местных жителей приветствуют жители Таджикистана (55%), Киргизии (42%). В Узбекистане опрошенные указывали, что рады приезду специалистов (46%), однако лишь 23% считают, что это повлияет на технологичность их страны.
При этом жители Казахстана и Средней Азии уверены (48–63%), что у них релоканты не задержатся и поедут в другие страны или вернутся обратно. Обратная ситуация в странах Закавказья — в Армении 63% опрошенных считают, что россияне основательно задержатся в их стране, в Грузии такого мнения придерживаются 57%. А в Азербайджане 9% выразили уверенность, что приехавшие из России останутся у них жить навсегда.
Также социологи выяснили, что существенной духовной дистанции между приехавшими из России и местным населением нет. Однако опрос показал, что чем больше в стране релокантов, тем меньше жители ближнего зарубежья говорят о духовной близости. Если, например, в Молдавии о близком духе рассказали 48%, то в Армении 37%, а в Грузии 28%.
Более половины опрошенных в странах бывшего СССР считают, что мигрантам нужно помогать с изучением языка, подбором легальной работы, культурной адаптацией. Больше всего людей, которые придерживаются такой позиции, оказалось в Таджикистане (66%).
Согласно данным исследования, местное русское население в целом адаптировалось к жизни в ближнем зарубежье, дискомфорт ощущает небольшая часть тех, кто относит себя к русским. От эмигрантов ждут адаптации, роль носителей более «передового опыта» не пользуется популярностью. По данным опроса, топ-3 стран подоле считающих себя русскими среди русскоговорящих — Казахстан (38%), Узбекистан (26%) и Молдова (24%).
При этом национальную идентичность, по мнению опрошенных, русскоязычные определяют наличие корней (51%), знание культуры и истории (38%), следование традициям (38%), владение языком (35%), готовность разделить судьбу страны (34%), постоянное проживание в ней (27%), вовлеченность в местное общество (23%), исповедание религии (10%), наличие собственности (8%).
Благодаря в целом благожелательному отношению местного населения, данная волна мобильности открывает, при определенных условиях, возможности для проецирования союзной «мягкой силы» через новосформированные диаспоры, в случае если объективные обстоятельства будут диктовать длительное пребывание релокантов на территории других государств евразийского региона. В частности, примером подобного эффекта, наблюдаемого в отношении первого поколения диаспор, может служить поддержка памяти о Великой Отечественной войне: так по инициативе Ассоциации русской молодежи Азербайджана на площадке Zoom юбилейной онлайн-конференции регулярно проводятся мероприятия в этом направлении.
Следующим шагом является формирование союзной системы институтов проецирования «мягкой силы», а также финансирования «мягкосилового воздействия».