ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ СГ ДО 2035 ГОДА
Проведенный выше краткий анализ новой мировой ситуации, критериев конвергенции, особенно динамики значимости СГ в мировой экономике требует обновления интеграционной модели (перехода к модели «снизу-вверх») и концентрации совместных усилий на следующих целях, которые могут быть положены в основу Дорожной карты-2035.
Цель 1 – создание системы коллективной экономической безопасности и защиты от санкций СГРазрабатываемая Концепция безопасности СГ должна быть дополнена коллективной стратегией экономической безопасности СГ и защиты от санкций (в отличие от ЕС в СГ нет, например, единой системы антисанкций). Из национальных стратегий экономической безопасности необходимо выделить коллективные угрозы, индикаторы отслеживания успешности их противостоянию и пороги безопасности по этим индикаторам, а также сводный индекс коллективной безопасности для его мониторинга состояния коллективной безопасности (см. [11]).
Стратегии коллективной безопасности и защиты от санкций должна отслеживать критерии геополитической значимости СГ в мире и совместное дипломатическое противостояние (технологического суверенитета СГ (измеряется отдельными индикаторами из Глобального инновационного индекса), состоянием трудовых ресурсов и производительности труда (в Приложении 1 кратко изложена идея кадрового суверенитета СГ).
Цель 2 – достижение современного технологического суверенитета СГ и инновационное замещение импортной высокотехнологичной продукции и (такая стратегия была описана в [4] для ЕАЭС, но сегодня она должна в первоочередном порядке реализоваться в СГ)
и обеспечить кадровый суверенитет, т.е. предотвратить отток кадров.Сейчас необходимо совместно совершить инновационный рывок, подобный космическому в СССР. Ранее после 2013 г. обе страны, особенно Россия, придерживались ресурсной модели развития, закупая технологии и тем самым финансируя западных собственников, на которых в парках высоких технологий работали специалисты из России и Беларуси, ввиду невостребованности в домашних экономиках.
Реализация данной цели требует:
1)создание совместной инновационно-венчурной инфраструктуры в области цифровых технологий, микроэлектроники, авиастроения и космоса, беспилотных технологий, современных систем ПВО, фармацеи, станкостроения и т.д. Это требует режима максимального благоприятствования частным инновационным и государственно-частным венчурным фондам, бизнес-ангелам и т.п.. Чтобы получить капитал на эти цели и вызвать в реальном секторе спрос на инновации целесообразно в условиях повышения налога на прибыль (в РФ уже 25%, в РБ обсуждается в целях унификации) обязать все организации в обязательном порядке направлять 2-3% прибыли, освобожденной от налога, на четко сформулированные инновационные цели: заказ НИОКР, покупка патентов, роялти, отчисления в коллективные венчурные фонды и т.д. Это в том числе позволит для цифровизации экономик переориентировать многотысячные коллективы программистов (ПВТ в Беларуси) с американских заказов на союзные нужды;
2)концентрация совместных научных исследований в данных областях и для кадрового суверенитета открытие совместных магистерских программ, в первую очередь в НАН Беларуси и РАН;
3)принятие единых законов о создании инкубаторов частно-вузовских стартапов при главных университетах каждой страны (аналог американского закона Бей-Доула 1980 г. для реализации триплекса Ицковича (Etzkowitz): университеты – бизнес - государство).
По четырем направлениям «Микроэлектроника», «Авиастроение», «Космос», «Атом» налажено сотрудничество. Белорусские заводы «Интеграл» и «Планар» налаживают восстановление производства микросхем по топологи 65 нм (мировые лидеры уже осваивают 7 нм). Однако на первом этапе даже такие микросхемы снизят остроту проблемы с их обеспечением ВПК. В авиастроении белорусские авиаремонтные заводы уже занимаются импортозамещением запчастей для российской воздушной техники, а также планируется их участие в производстве самолетов для гражданской авиации. Успешно реализуется 9-я космическая программа СГ – «Комплекс СГ», направленная на создание наноспутников. Запущена белорусская АЭС и ведется подготовка к строительству 2-й и это в условиях, когда страны ЦВЕ, прилагая немалые усилия, никак не могут запустить подобные проекты.
Цель 3 – создание современной цифровой платформы для взаиморасчетов в реальном режиме времени в национальных валютах.В ЕАЭС взаимные расчеты ведутся на 90% в национальных валютах – однако львиная доля из них – это расчеты в российских рублях (а для Беларуси их надо сначала заработать экспортом, а затем заморозить в расчетах). Поэтому необходима эффективная цифровая платформа расчетов в национальных валютах, когда белорусский покупатель оплачивает российский товар через свой банк цифровой платформе по курсу на момент оплаты (цена контракта может быть в любой валюте, даже в долларах), платформа этот перевод получает на свой корсчет в Нацбанке Беларуси, а со своего корсчета в Банке России перечисляет продавцу эквивалент в российских рублях. Обменные курсы на следующий день объявляются центробанками исходя из состояния таких корсчетов.
Они же берут на себя валютные риски и гасят их с помощью обменного курса, при этом убавляя или добавляя ликвидность на корсчета платформы, в зависимости от баланса платежей. Технологически платформа работает в реальном режиме времени и платеж проходит мгновенно. Никаким комплаенсом платформа не занимается (это дело банков), ее учредителями являются оба центробанка. При удачной технологической реализации к платформе начнут подключаться центробанки стран ЕАЭС, ШОС, БРИКС. На похожей идее планируется создавать цифровую платформу BRICSBRIDGE, требующую, однако от стран-участниц сначала запустить цифровые аналоги национальных валют, так как предполагается, что платформа будет работать с цифровыми валютами (аналогичная идея изложена в Приложении 2).
Цель 4 – создание общего рынка нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии с едиными ценами, что избавит белорусских субъектов хозяйствования от неравных условий конкуренции.Т.е. правительства должны решить проблему выравнивания цен на энергоносители, как главного фактора равных конкурентных условий для предприятий. Это позволит с участием Газпрома резко расширить производство на Гродно-Азот, так нужных миру азотных удобрений и хоть немного загрузить газопроводы, идущие через Беларусь. Кроме того, можно подумать о расширении переработки нефти в Беларуси, хотя бы на российско-белорусском Мозырском НПЗ. Отметим, что распространявшийся иноагентами в форме независимых центров экономических исследований миф о чрезмерных энергетических дотациях Беларуси со стороны России не соответствовал действительности, но формировал в среднем классе идею о том, что все успехи белорусской экономики обеспечивали российские энергетические субсидии, а все проблемы – это плохая экономическая политика властей, что в итоге привело к событиям электоральной компании 2020 г., когда неудачники бизнеса из среднего класса вовлекли в свои протесты часть населения.
Миф о чрезмерных субсидиях развенчивает статистика: нефть до 2006 г. действительно поставлялась без вывозных пошлин и доходность нефтепродуктов после переработки в Беларуси была высокой, но прибыль на 98% доставалась российским нефтяным олигархам, так как перерабатывалась давальческая нефть и полученные нефтепродукты не принадлежали белорусам, с 2006 г. были введены вывозные пошлины на нефть поставляемую в Беларусь и на нефтепродукты и их Беларусь исправно уплачивала в российский бюджет. И только после создания ЕАЭС в 2015 г. как плата за переход на российские таможенные пошлины, одобренные ВТО, уже небольшая из-за налогового маневра в России вывозная пошлина пошла в белорусский бюджет. Единственная нефтяная субсидия – это 6 млн. тонн нефти в год для собственного потребления шли в Беларусь без пошлин. Цены на газ в иные годы приближались к немецким минус доставка в ФРГ. Поэтому Беларусь была вынуждена платить России за энергоносители ежегодно от 7 до 12 млрд. долл., что делало отрицательным сальдо с Россией, которое резко снижало рост белорусского ВВП (рис. 9).
Цель 5 – завершение формирования единого транспортно-логистического пространства, включая пассажирооборот и совместные туристические услуги иностранцам, с цифровизацией всех бизнес-процессов от Бреста до Мурманска, Владивостока, Астрахани (подробнее в [9, 12, 13]).
Цель 6 – интеграция бизнес-сообществ и создание общих и отраслевых бизнес-союзов и ассоциаций (создание Российско-белорусской ТПП и Российско-белорусского союза промышленников и предпринимателей (молочного, зернового, мясного, транспортного, цифрового и т.п. союзов). Необходим импульс в развитии бизнес-диалога и их участие в решении проблемы кадрового суверенитета.
Цель 7 – поручить ученым разработать эконометрическую модель влияния различных интеграционных факторов (взаимная торговля, инвестиции, обмен данными, мобильность трудовых ресурсов и студентов и преподавателей и т.д.) на экономический рост государств с целью выявления факторов, вносящих наибольший вклад в экономический рост СГ (подробнее см. в [14-17]).