ДОКЛАД
аналитической группы №5.2
Форума молодых международников СНГ
2024
СОЮЗНОГЕ ГОСУДАРСТВО
КАК СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ В ТУРБУЛЕНТНОМ МИРЕ
Строительство Союзного государства как способ выживания в турбулентном мире:
интеграция в непредсказуемой эпохе перемен
ВВЕДЕНИЕ
ДИНАМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА СГ
РАЗВИТИЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ
НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.
Ключевые задачи:
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
КАК ЛОКОМОТИВА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Какие практики союзного строительства могут быть масштабированы на ЕАЭС?
·«Союзный бизнес». Все жестче становятся условия мировой торговли – требуется создание микрорынков на региональных уровнях с укрепленными локализованными производственными комплексами [19]. В связи с этим в рамках ЕАЭС будет полезно перенять практику «Союзного бизнеса», который проявляется не только в тесном взаимодействии промышленных субъектов двух стран между собой, но и в их участии в государственных закупках России и Беларуси, а также перспективе построения транснациональных союзных корпораций (подобное направление развития также воспринято ЕАЭС и отражено в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [20]).
РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕАЭС
В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ
Интенсивное развитие технологий, объединение физического и кибермира является важнейшей особенностью мировой экономики XXI века, а переход к новому технологическому укладу – неотъемлемой частью любого современного государства. Несмотря на санкционное давление и нестабильность геополитического мира, сейчас самое время странам объединить свои усилия для выхода на новый уровень технологического прогресса. В условиях новой промышленной революции ведущую роль будет играть инновационная сфера и разработка новых технологий. Среди отраслей приоритетными обозначены авиакосмическое направление, биотехнологии, микроэлектроника, фармацевтика, наноматериалы и др.
–недостаток кадров требуемой квалификации [28].
РЕКОМЕНДАЦИИ
Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что как Союзное государство, так и ЕАЭС сейчас находятся на грани перехода к новому технологическому укладу. Конечно, текущая геополитическая ситуация, с одной стороны, является своего рода вызовом для стран, однако, с другой стороны, дает им возможность увидеть и раскрыть свой собственный потенциал. Для обеспечения целостного, эффективного и активного перехода в новых реалиях потребуется объединить усилия, знания и возможности всех стран и сосредоточить их на развитии наукоемких секторов: машиностроении, станкостроении, авиастроении, химической и фармацевтической промышленности, что позволит минимизировать риски, укрепить позиции стран-участниц и открыть больше возможностей для «манёвров» на мировой арене.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
–Не сформированы Счетная палата и Суд [31]. В соответствии со ст.70 Договора об образовании Союзного государства, должен быть образован Парламент Союзного государства, который заменит Парламентское собрание, чего до сих пор не произошло. Суд Союзного государства также не был сформирован, а функции Счетной палаты в части контроля за исполнением доходных и расходных статей союзного бюджета совместно выполняют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Счетная палата Российской Федерации.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
Текущая ситуация: сейчас совместные тренировки войск проводятся регулярно и включают в себя широкий спектр сценариев, от обороны до контртеррористических операций. Эти мероприятия способствуют повышению оперативной совместимости вооружённых сил двух стран. Что касается координации оборонной политики, то уровень согласованности военной стратегии и безопасности высок в связи с регулярными консультациями и разработкой совместных планов действий и военных доктрин. В области военно-технического сотрудничества осуществляются совместные разработки и обмен военными технологиями, обмен вооружением.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
–Согласованность политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения: в рамках Союзного государства это достигается выполнением программ, проведением миграционной политики. В 2023 году Россия и Беларусь создали единое визовое пространство Союзного государства, что означает, что иностранные граждане могут посещать Беларусь при наличии российской визы и Россию при наличии белорусской визы [37].
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
–в области развития телекоммуникационных и информационных сетей на данный момент вопрос совместных провайдеров и роуминга остаётся не решённым.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
В соответствии с Договором о создании Союзного государства интеграционные процессы затрагивают самые разные сферы (статья 2, 17, 18) [1]: экономическая, культурная, социальная, оборона и безопасность и др. В связи с этим важно наличие критериев, которые бы могли бы измерить степень интеграции во всех этих сферах. Несмотря на большую проделанную работу, на сегодняшний день подавляющее большинство методологий оценки эффективности относятся либо к экономическим задачам, либо к экономическим эффектам проектов и программ, что чаще всего выражается (по результатам последних 28 союзных программ) в измерении таких показателей [38] как ВВП, рост взаимной торговли, изменений индекса потребительских цен.
Сюда также можно отнести [40] экспертные методики, формирование индексов, экономико-статистический анализ и др., а также измерение степени интеграции по классической модели, пройденной ЕС (зона свободной торговли, таможенный, экономический и валютный союзы и т д). При этом важно отметить, что Договор прямо указывает на значимость комплексного процесса интеграции, а не только его экономических показателей. Наблюдается недостаток инструментов измерения эффективности в «неэкономических» сферах: культура, гуманитарное сотрудничество, образование, экология, научно-технологическая сфера. Сегодня действующий информационно-аналитический портал СГ [41] весьма скромно описывает культурное и гуманитарное измерение, а в статистическом сборнике Россия и Беларусь культуре, например, уделено мало внимания [42].
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
–Качество жизни населения за счёт совместных социальных программ улучшилось незначительно. Большинство инициатив остаются на уровне деклараций, без реального воплощения в жизнь.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
–На данный момент уровень проектов в сфере образования остаётся стабильно высоким [47], [48], однако, несмотря на высокий потенциал и перспективность этих проектов, образование СГ все еще испытывает конкуренцию от европейских стран [49].
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
–Восприятие Союзного государства в общественном сознании неоднородное. В одних случаях проект воспринимается положительно, как путь к большей стабильности и сотрудничеству, в других – со скептицизмом [52], [53].
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ